Ветреный Дон Жуан наскучила любовь жены прекрасной доньи Эльвиры. Он охотится за другой красавицей, в которую влюбился из зависти к ее счастью с женихом. Дон Жуан вздумал силой умыкнуть ее во время морской прогулки.
Его слуга Сганарель совсем другого нрава, человек простой и совестливый, хотя и трусоватый. Он осуждает своего легкомысленного хозяина, который потерял всякий стыд, и чуть ли не каждый месяц с кем-нибудь вступает в брак. Так вышло и с Эльвирой. Она уже дала монастырские обеты, но бросила обитель, поверив Дон Жуану. Но верность не для него, а «в любви он любит свободу». Сганарель свято уверен, что когда-нибудь этого безбожника, собаку покарает Бог.
Еще свежо в памяти, как Дон Жуан убил здесь на дуэли командора, и полугода не прошло. Перед правосудием он чист, а вот родня командора ищет случая наказать убийцу. Оскорбленная донья Эльвира следует по пятам изменника. Она взывает к его совести, он посылает ее обратно в монастырь. Между ними все кончено. Эльвира клянется отомстить сама, если Небо не вступится за нее.
Море нарушило планы Дон Жуана: похищение не удалось, а сам он едва не утонул. На свою голову его вытащил из воды крестьянский парень Пьеро. Едва отряхнувшись, он уже приметил хорошенькую крестьяночку Матюрину, а после прельстился Шарлоттой, невестой своего спасителя. Обеим он пообещал жениться, и обеих задумал обмануть.
Внезапная угроза рушит и этот его план. Бандит Ла Раме предупреждает повесу, что за ним гонятся двенадцать всадников-мстителей. Дон Жуан живо переодевается крестьянином, Сганарель напяливает одежду доктора. Оба бредут через лес и беседуют о всякой всячине. Сганарель вошел в образ доктора и даже раздает советы крестьянам. Дон Жуан потешается над современной медициной, вокруг которой кормится слишком много шарлатанов. Слуга пытает господина – в чем его вера. Тот отвечает ему, что уверен лишь в одном, «что дважды два – четыре, а дважды четыре восемь».
Порядком заплутав, они спрашивают дорогу у набожного нищего. Скучающий Дон Жуан за золотую монетку предлагает ему похулить Бога, но тот отказывается. Они становятся свидетелями, как трое разбойников напали на одного благородного господина. Дон Жуан вступается за него. А после узнает, что спас от смерти своего врага: Дон Карлос – брат его жены Эльвиры. Недоразумение быстро объяснилось: Дон Алонсо, второй брат Эльвиры, знал обидчика сестры в лицо. Он хочет прикончить негодяя на месте, но Дон Карлос упросил его повременить.
Перед взором Дон Жуана открывается вид на роскошную гробницу. Оказывается, именно здесь погребен тот самый командор, погибший от руки Дон Жуана. Убийца замирает возле великолепной статуи покойного. Ему приходит голову шальная мысль: пригласить командора поужинать как-нибудь вместе. Он требует, чтобы слуга позвал статую в гости. Тот нехотя исполняет приказ и с ужасом видит, как статуя в ответ согласно кивает головой. Ту же картину наблюдает и сам Дон Жуан: статуя кивает.
Осадок от этого происшествия улетучивается быстро. В дом Дона Жуана стучится кредитор Диманш. Дон Жуан принимает его с преувеличенной любезностью, расспрашивает о семье. Сбитый с толку Диманш уходит, так и не заикнувшись о деньгах. Следующего визитера провести сложнее: это Дон Луис, отец Дон Жуана. В который раз он корит сына за недостойную дворянина жизнь. Ему стыдно за такого сына. Дон Жуан слушает отца вполуха. Он считает, что старый брюзга зажился на свете.
Наконец, является третья посетительница под вуалью: это брошенная жена Эльвира. Она вняла его бесцеремонному совету и уходит в монастырь. В ее душе нет больше ненависти. Она желает лишь, чтобы беспутный муж образумился. После ее речей он прикидывает, когда заняться исправлением своего нрава: через двадцать или тридцать лет.
К ужину является приглашенный гость, статуя командора, как грозный посланник Неба. Хладнокровный Дон Жуан усаживает гостя за стол. Но тот пришел не за этим: он зовет Дон Жуана на ужин к себе, под гробовую сень. Тот охотно соглашается.
На всякий случай он раскаивается перед отцом. Дон Луис растроган: сын обещал не позорить его седины. После его ухода Дон Жуан сбрасывает маску. Его слова были обычным лицемерием. Он всего лишь решил грешить не открыто, как всегда, а тайно, внешне притворяясь праведным человеком. Он выводит из себя Дона Карлоса, который хотел было воссоединить сестру с мужем. Лицемер ссылается на то, что само Небо против их союза: каждый из них решил подумать о душе.
После ухода Дона Карлоса, в доме возникает женский призрак, скрытый вуалью. Он предрекает, что у лицемера осталось лишь мгновенье, чтобы раскаяться, иначе – гибель. Призрак принимает вид Времени с косой в руках. Дон Жуан пытается заколоть его шпагой. Входит статуя командора с напоминанием о назначенной встрече – Дон Жуан просит показывать дорогу, и подает ей руку. В тот же миг невидимый огонь сжигает его изнутри. Под раскаты грома земля дает трещину и поглощает нечестивца в огненную бездну. Теперь все обманутые и оскорбленные отомщены. Только вот бедняга Сганарель остался без места и жалованья.
Читательский дневник по комедии «Дон Жуан» Мольера
Сюжет
Дон Жуан слушает только свое беспутное сердце. Он идет от одной любовной победы к другой. Узы брака для него ничего не значат, как и принципы морали. Он добился взаимности доньи Эльвиры, желавшей стать монахиней, и вскоре бросил ее. Ее братья разыскивают негодяя, чтобы отомстить за честь сестры. Тем временем Дон Жуан влюбляется в чужую невесту, едва не тонет, дурачит миловидных крестьяночек и скрывается в лесу от братьев Эльвиры. Всюду его сопровождает слуга Сганарель, человек благонамеренный, но боязливый. Про себя он осуждает хозяина, а вслух поддерживает.
В лесу они натыкаются на гробницу командора. Того самого, которого Дон Жуан не так давно убил на дуэли. Его-то статую Дон Жуан, развеселившись, зовет к себе на ужин. Статуя в ответ кивает в знак согласия. Однако командор приглашает его нанести ему ответный визит. Перед небесной карой, которая слишком долго задержалась, беспутного Дон Жуана пытаются урезонить отец, жена Эльвира и Дон Карлос, ее брат. Он слушать никого не хочет. Тогда в его дом является предостерегающий призрак. Наконец, за ним является командор, посланник Неба. Он сжимает руку нечестивца – и тот чувствует всепожирающий огонь, сжигающий его изнутри. Дон Жуан проваливается сквозь землю под удары грома. Сганарель остается без средств к существованию.
Отзыв
Картины нравов дворянской среды той эпохи. Критика общественной морали, пораженной лицемерием. Образ героя противоречив, многогранен. Контраст между людьми традиционных ценностей и человеком, живущим лишь для исполнения своих прихотей. Тема утраты веры, семейных связей, обесценивания брака, запретной любви, суда над злом. Мистический элемент как нравоучительный момент. Тема раскаяния – настоящего и мнимого.