Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо:
Краткое содержание

Часть первая

Пролог

Время действия поэмы – вскоре после отмены крепостного права. Место действия – Русская земля. Весной «на столбовой дороженьке» (большой, с верстовыми столбами) сходятся семь мужиков. Они – «временнообязанные» (свободные, но своей земли у них нет). Родом мужики из «Подтянутой губернии» (перекличка с поговоркой «затянуть пояса» с голодухи), «уезда Терпигорева, Пустопорожней волости», из соседних деревень с «говорящими» названиями: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Шли по делу: кто крестить ребенка, кто коня ловить, кто еще куда. Но зашел у них спор: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Для Романа счастливчик – помещик, для Демьяна – чиновник, для Луки – поп. Братья Иван и Митродор Губины считают, что лучше всех живет «купчина толстопузый» (купец, торгаш). Старый Пахом – что боярин да министр, а Пров – что царь.

Слово за слово, уже ночь, и мужики далеко от дома (30 верст – больше 30 км). Решили, что «леший» их увел. Расположились на привал у костра, выпили водки. Спор о счастье доходит до драки: Губины лупят здоровенного Прова, Роман «тузит» старого Пахома. В лесу эхо «без языка – кричит!», филины смеются над мужиками, зайчик боится их, лисица хочет понять, кто прав, но не может, кукушка с перепугу забыла, как куковать. Подобрался к ним выпавший из гнезда птенчик пеночки (певчей птички). Держит его Пахом в руках, завидует: будь у мужиков крылья, облетели бы все «царство» – и узнали ответ на свой вопрос. Остальные мужики готовы ногами «Русь-матушку» обойти. Но с запасом еды на каждый день: полпуда хлеба (около 8 кг), ведро водки (чуть больше 12 л), квас, чай, огурцы.

Пеночка в обмен на своего птенчика указывает мужикам дорогу к месту, где зарыта «коробочка» со скатертью-самобранкой. Она будет потчевать (кормить) и обстирывать мужиков в пути. Да так, что армяки их (одежда) и лапти вовек не износятся. Нельзя только водки просить больше ведра в день, иначе «быть беде». Отрыли мужики скатерть, попировали, дали «зарок» решить свой спор.

Глава 1. Поп

Идут мужики полями бедными, без всходов, затопленными талой водой (а ведь уже почти май!). Навстречу – крестьяне, нищие, солдаты. Ясно, что у них о счастье спрашивать без толку. А вот попа мужик Лука (бородатый, глупый, говорливый, схожий с мельницей) остановил: «Сладка ли жизнь поповская?» Роптать (обижаться) на Бога грех, поэтому священник ответил так: в его жизни нет ни покоя, ни чести, ни богатства.

Народу много, день и ночь он рядом с больными, умирающими, сиротами. Уважения от людей – никакого: о попах, их женах и детях зубоскалят, поют неприличные песни. Из денег – только медяки (мелкие монетки) бедняков, а их и брать стыдно. Ведь дворян в деревне теперь не сыскать: усадьбы бросили, живут в городах или в Европе. Там же венчаются, крестят детей, умирают. С этими словами поп уехал. Понял Лука, что был неправ. «Поповское житье» – не мед.

Глава 2. Сельская ярмонка

Идут через пустое село, калитки на замках («замок – не лает, не кусается, а не пускает в дом!»). Оказывается, жители ушли в Кузьминское на ярмарку. Село это богатое и грязное, с закрытым училищем, гостиницей, лавками, избой фельдшера (медработника). Вся ярмарка в кабаках, где торгуют выпивкой для утоления «жажды православной». Девки и бабы, парни – все принаряжены. Мужики-странники глядят товары, чего тут только нет: и упряжь, и ивановские ситцы (ткани), и обувка.

Дедок Вавила пропил деньги, отложенные на козловые ботинки внучке. А «барин» (хотя никто не знает – барин ли он), собиратель фольклора Павлуша Веретенников берет ей ботинки за свой счет. Крестьяне вокруг радуются за Вавилу. Шастают в толпе офени, торгуют сборниками анекдотов («Шут Балакирев»), авантюрными романами («Английский милорд»), портретами толстых генералов. Автор мечтает о том времени, когда крестьянам объяснят, что читать надо народных заступников «Белинского и Гоголя».

Мужики идут в балаган, где Петрушка да коза высмеивают злые нравы богатых. Музыканты на представленьях – из бывших крепостных оркестров. Пока на ярмарке «шумит, поет, ругается» пьяный народ, мужики выходят из села.

Глава 3. Пьяная ночь

Открывается печальная картина: всюду пьяные. Кто пытается ползти, кто кричит, сквернословит, кто уже спит. Чиновники проносятся мимо в повозках. Слышны разговоры: какого-то крестьянина убили. Один просит Парашеньку (Прасковью) «в Питер» не ходить: у чиновника она будет и кухарка, и любовница. Другой с перепоя «хоронит» поддевку (одежда) вместо матери. Мужики велят ему окунуть «хрюкало» в канаву, освежиться. Кто-то дерется, другие хвалятся, что им «за полтинник» писарь изготовил «прошенье». Бабы пререкаются: одной дома – каторга, вторую бьют и обкрадывают зятья (мужья дочек).

Но есть отрадная картина: тот самый Веретенников в кругу крестьян записывает песни, пословицы, нахваливает певцов и сказителей: «Умны крестьяне русские», обидно только, что так пьют. Не стерпел старый мужичок Яким Нагой, похожий на «землю-матушку», напомнил, что в полях пашет русский крестьянин, а пьет с горя – и после всех дел. По деревням «на семью пьющую – непьющая семья!» Над каждым крестьянином три дольщика (хозяина, с кем надо поделиться): «Бог, царь и господин». А какой-нибудь барин идет в народ, загадки записывает, подсчитывает, как и на что мужики живут. «А люди мы великие в работе и гульбе!»

Крестьяне рассказали беды Якима: при пожаре он спасал лубочные картинки сына, жена – иконы, а их сбережения, 35 целковых рублей, расплавились от жара. Теперь за этот «комок» дают ему не больше 11 рублей. Крестьяне рады, что Веретенников не в обиде на слова Якима. Они поют удалую песню. Затосковали люди по любви, ласковому слову. Одна молодка чуть не сбежала с возу от старого мужа.

А странники уселись за свою скатерку, которую две руки из воздуха уставили едой и выпивкой. Потом Роман остался сторожить недопитое, а остальные пошли искать счастливого.

Глава 4. Счастливые

Мужики созвали к себе под липу счастливцев, пообещали каждому вволю водки. Первый претендент – дьячок. Он утверждает, что счастье в «благодушестве» (добродушии, гармонии с собой и миром) и «косушке» спиртного (0,3 л). Мужики решили: раз у него на заветную косушку денег нет, какой же он счастливец? Пришла старуха: у нее уродилось «реп до тысячи». Ее приняли за выдумщицу. А вот солдатику с медалями налили: 20 сражений прошел, был бит в мирное время, а все живой!

Попотчевали и могучего каменотеса с молотом: своим трудом он кормит и себя, и мать. Какой-то изнуренный каменщик из толпы предостерег его: он тоже был здоровяк, да жадный питерский барин подначил его снести груз в 14 пудов – мужик и надорвался. Стал он не нужен, поехал на родину, в деревню, чуть с ума не сошел, но жив! Но наливать ему не стали – нет в его жизни счастья. Расхвастался дворовый человек: не чета мужикам, сорок лет прислуживал за столом князю Переметьеву, облизывал тарелки с деликатесами, допивал остатки заморских вин. И заполучил «дворянскую» болезнь: подагру (он еще и вор был). Посмеялись мужики, не дали ему своего «мужицкого» вина.

Крестьянин-белорус счастлив, что в здешних местах по милости богача Губонина может вволю есть ржаной хлебушек. Но выпить поднесли другому: тот ходит по деревням с медведями, а все жив! Разве что скула набок сворочена. Нищие уверяли, что всегда сыты милостыней добрых людей. Но этим наливать не стали. А тут ведро опустело. Тогда один мужик подсказал, кто настоящий счастливец: Ермил Ильич Гирин. Шутка ли, отняли у него за долги мельницу, выставили на торги, а он возьми и обойди в цене купца Алтынникова. Да вот беда, подьячие (чиновники) затребовали большой задаток. И пошел Ермил на базарную площадь, обратился к людям – за час крестьяне собрали ему тысячу по копеечке. А через неделю на той же площади он всем вернул, что взял. За последним рубликом никто не явился, так он его слепцам отдал.

Мужики дивятся: как крестьянин Гирин завоевал такую народную любовь? Оказалось, в молодости он служил писарем у бурмистра (управляющего) в имении князя Юрлова. Бумаги беднякам писал – копейки не брал. И мужики выбрали его бурмистром над собой. За семь лет только раз он поступил не по правде: отдал в рекруты (солдаты) вместо брата – сына Власьевны. Но совесть его заела. И что же: князь сына Власьевны вернул, брата Гирина – на его место. Ермил сам себя наказал: ушел с должности в мельники.

Странники хотят видеть Ермила, а тот – в остроге (тюрьме). Взбунтовалась деревенька Столбняки против помещика Обрубкова, а Гирин возьми и за людей вступись.

Глава 5. Помещик

Встали странники на пути у повозки седоусого румяного помещика Оболт-Оболдуева. Тот навел на них пистолет, как на разбойничков, а они за свое: в чем помещичье счастье? Тот ответил, что раньше дворянским родам был почет. Он сам из татар, предка его медведь ободрал на глазах у царицы – тем и прославился. Дворяне были хозяева и людей русских, и самой природы. Ели-пили, охотились.

Кулак барина заменял полицию. Теперь – не то: дворяне разъехались, мужикам волю дали, помещичий лес общим стал, кругом кабаки. Страшное дело: теперь ему самому, что ли, в полях пахать? «Порвалась цепь великая» (отмена крепостного права), больно ударила и мужика, и барина. Так что нет счастья помещикам.

Часть вторая

Последыш

Волга, село в разгар сенокоса. Странники косят вместе с местными мужиками. К берегу причаливают три лодчонки, а в них – помещики. Старый седоусый, с одним незрячим глазом, князь Утятин, барыни с детьми, собаки. Утятин все осматривает, требует разворошить готовый стог как сырой (а он – сухой). Крестьяне теперь вольные, земля не его, а он борется с отменой крепостничества. Оказывается, дети князя упросили крестьян сделать вид, что прежние порядки вернулись. Иначе он лишит их наследства. В награду обещали луга.

Много было шуток по этому поводу, но была и одна смерть. Мужик Агап в лицо сказал Последышу, что теперь он вольный человек. Повели Агапа «для виду» пороть. И вина перепил, и не снес, что под розгами хоть и «для виду» лежал. В одну из лодочных прогулок Утятин, один из последних старых господ-самодуров, умирает. Но за луга пришлось судиться – и дело то не кончено.

Часть третья

Крестьянка

Решили странники вызнать женское счастье. Указали им клинскую крестьянку-«губернаторшу» Матрену Тимофеевну Корчагину. Вокруг колосятся пшеница (для богатого стола) да рожь (для бедного). Клин – деревня бедная, барин в отъезде, усадьба разграблена. В поле среди жниц они нашли Матрену, женщину красивую, смуглую, крепкую, со строгими умными глазами, густыми ресницами, с сединой в волосах. Мужики стали помогать жать рожь – и Матрена (себя она зовет «старухой», но ей 38 лет) пообещала взамен рассказать о своем счастье.

Семья ее была дружная, непьющая, работящая. Сыскался ей и пригожий жених – печник Филипп. «С девичьей холи в ад!» пришла Матрена. Пока муж на заработках, она трудится на его большую семью, угождает свекрови, свекру, золовке. Вернулся Филипп – в доме радость. А побил он ее только раз, из-за родни своей. Первенец, ясноглазый Демушка, родился, когда Филипп был в отлучке. Только столетний дед Савелий, настоящий богатырь святорусский (по виду – как Сусанин с памятника), жалел сноху и внука. В молодости он был на каторге за убийство немца-управляющего, который драл с крестьян три шкуры. Дали Савелию 20 лет каторги.

Заставила свекровь ребенка деду оставлять, чтобы Матрене в поле не отвлекаться. И однажды уснул старик, а мальчонку сглодали свиньи. Так мать чуть не упекли за убийство. Такова доля крепостной женщины. Дед с горя ушел в Песочный монастырь молиться за ребенка и крестьянство русское. Потом дед у Матрены доживал. Она уже многодетная мать была. За 8-летнего сыночка-пастушка Федотушку ее раз высекли (волчица утащила овцу). Пришел неурожай, а Филиппа без очереди взяли в солдаты. С молитвой ринулась Матрена в город к самому губернатору.

Упала в ноги губернаторше Елене Александровне, в ее доме и родила. Добрая барыня Филиппа вызволила. За это дома стали Матрену уважать, а народ прозвал «губернаторшей». Однако «не дело – между бабами счастливую искать!»

Часть четвертая

Пир – на весь мир

У села Вахлачина странники уселись с мужичками и парой семинаристов, Саввушкой и Гришей, пировать да песни петь. Первая была «Веселая»: как до нитки грабили народ помещики и власти. Вторая – «Барщинная». Спели «Голодную», «Солдатскую», «Соленую» (о дорогой для бедняка соли). Дальше пошли истории из жизни. «Про холопа примерного – Якова верного»: лакей Яков от барина Поливанова видит только побои и брань, но служит ему, как верный пес. Отнялись у барина ноги – Яков рядом. А Поливанов взял и отдал его племянника в солдаты. Яков в запой ушел, а после свез барина в лес – и повесился прямо у него над головой. Поливанова проняло, ощутил он свою вину.

Заспорили, кто грешнее: помещики или мужики. Подоспела вторая история «О двух грешниках» и разбойнике Кудеяре. Ее рассказчик – богомолец Иона. Велел Бог раскаявшемуся разбойнику для прощения грехов срубить мощный дуб. Дерево поддалось только после того, как Кудеяр окропил его кровью злого пана Глуховского. Но мужик-староста Глеб превзошел любого пана в коварстве. Его хозяин, умирая, подписал крестьянам вольные. А староста, польстившись на деньги, все их разорвал.

Семинарист Гриша Добросклонов задумывается о счастье народном. Он любит Вахлачину, как родную мать (умершую к тому времени). Лет с пятнадцати он хочет бороться за счастье народа. Он сочиняет другие, добрые, светлые песни, где «Русь-матушка» и обильная, и убогая, и могучая, и бессильная.

Странники не знают, что происходит в душе юноши, какая сила в нем зреет. Именно он может и рассказать о счастье всего народа, и приблизить его приход. Судьбой уготован ему «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь» (каторгу). И после встречи с ним странники могли бы, успокоенные, отправиться домой.

Читательский дневник по поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Сюжет

Семь мужиков из бедных деревень уверены, что на Руси счастливы или поп, или помещик, или купец с министром да чиновником, или только царь один. С собой у них скатерть-самобранка вместо запасов. Выясняется, что поп беден, осмеян людьми и совестится брать копейки у крестьян. В пути они видят, как пьет народ, но и работает не меньше. Странники сами поят счастливцев: солдата, уцелевшего в боях и после них, силача-каменотеса, в чьих руках – счастье его родных. Узнают историю Ермила Гирина, честного человека, которому народ по копейке собрал на выкуп мельницы. Странники хотят с ним повидаться, но счастье ему изменило: он в остроге за защиту взбунтовавшихся крестьян. Видят счастливого в помещике Оболт-Оболдуеве, но он после отмены крепостного права всего и всех лишился, а сам ничего делать не умеет.

Странники пытают женщин о счастье. Крестьянка Матрена Тимофеевна рассказывает им свою историю: в семье мужа трудилась она без устали, потеряла первого сына, но спасла мужа из рекрутов, нашла защитницу в лице губернаторши. Теперь саму Матрену кличут «губернаторшей». У села Вахлачина мужики слушают песни и байки из жизни. Поют и говорят о голоде, нужде, злом барине, жадном мужике. Странники не знают, что рядом семинарист юноша Гриша Добросклонов. После встречи с ним им можно было бы идти домой. Гриша посвятил себя борьбе за народное счастье. Впереди его ждут и слава заступника крестьян, и болезни, и тюрьмы. Но он верит в Русь-матушку, силу ее народа, и свое счастье связывает только с ними.

Отзыв

Автор хотел довести своих героев до Петербурга, близкая смерть заставила его поспешить с завершением поэмы. Добросклонов («говорящая» фамилия) – правдивый, искренний, бескорыстный человек. Только такие люди могут помочь стране и людям стать лучше, счастливее. Тема любви к Родине, малой родине, семье, труду. Народная жажда правды, счастья, справедливости, свободы, просвещения, вечный их поиск.

Странничество как способ узнать себя и Русь. Пьянство как повсеместная беда. Отмена крепостного права и дворяне, неготовые жить с этим фактом. Широкая панорама русской жизни, всех сословий, женской доли. Русь как героиня поэмы. Тема неправедного суда, жадного чиновничества. Колоритный народный язык. Близость к фольклору. Учит любить свой народ, судить о нем здраво, общее счастье ставить выше личного, учит состраданию и надежде на лучшее.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Николай Некрасов — Кому на Руси жить хорошо на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.