Мольер – Мнимый больной:
Краткое содержание

Действие первое

Глава семейства Арган занят только собственным здоровьем. Он уверен, что без очистительных клизм (клистира) и укрепляющих напитков не протянет и дня. Рассматривая счета от аптекаря Флерана, он раздражен вдвойне: и лекарств принял меньше, чем в прошлом месяце, и заплатил за них кучу денег. А тут еще служанка Туанетта, «сукина дочь», куда-то запропастилась, оставив «больного» одного.

Когда служанка появляется, то выдает хозяину здравую мысль: он для аптекаря и доктора лишь денежная «дойная корова», и непонятно, чем эта «корова» больна. Арган зовет для беседы свою старшую дочку Анжелику. Он планирует убить двух зайцев: и сэкономить на расходах, и заполучить личного врача.

Анжелика доверила Туанетте свою тайну: она влюблена в Клеанта. Этот юноша на днях вступился за девушку в театре, приструнив грубияна. Юноша отвечает ей взаимностью и собирается просить ее руки у Аргана. Туанетта одобряет этот брак.

«Батюшка», однако, прочит дочке в женихи не Клеанта. Это Тома Диафуарус, сам будущий доктор, сын доктора, а также племянник и наследник бездетного Пургона. Если Анжелика откажется, отец отправит ее в монастырь. Белина, мачеха Анжелики и Луизон, видит дочек Аргана монахинями, а себя – единственной распорядительницей денег мужа. За Анжелику отважно вступается Туанетта. Она взывает к совести и чувству «отцовской любви» самодура.

Арган жалуется на служанку жене. Белина оживляется, когда муж, «дружочек», «бедный мальчик» заводит речь о завещании. Он хочет отблагодарить Белину, которая преувеличенно беспокоится о его здоровье. К обществу присоединяется нотариус господин де Бонфуа. Его задача – составить завещание в пользу мачехи, а не дочек.

Туанетта, преданная семье, волнуется, что Белина лишит девочек наследства. «Пусть он распоряжается своим добром, лишь бы не распоряжался моим сердцем!» – отвечает ей Анжелика. Служанка обещает бороться за интересы девушки, даже притвориться «перебежчицей». Гонцом к Клеанту с дурной вестью она отправляет старого ростовщика Полишинеля, своего ухажера.

Первая интермедия

Влюбленный Полишинель поет и танцует среди ночи. Его, «бездельника», хватают и избивают полицейские. Осыпанный ударами палок, ростовщик откупается от стражи звонкими червонцами.

Действие второе

Извещенный о сопернике, Клеант появляется в доме Аргана, изображая из себя учителя пения. Ему удалось уговорить настоящего учителя уступить свое место на несколько дней. Туанетта волнуется: Анжелика о проделке не предупреждена. Но находчивая девушка с ходу включается в игру. Арган не дает влюбленным побыть вдвоем, но приглашает мнимого учителя на свадьбу. Она состоится через 4 дня.

Между тем, отец и сын Диафуарус приходят в дом для первого знакомства. Будущий зять обращается к своему «второму отцу» Аргану, путает Анжелику с ее молодой мачехой, а когда недоразумение разъясняется – осыпает девушку затейливыми комплиментами. Туанетту забавляют его речи.

Отец расхваливает сына: он врач старой закалки, для него важен процесс, а не результат лечения. Жених, пользуясь случаем, приглашает невесту полюбоваться вскрытием трупа какой-то женщины.

Арган доволен сватовством и хочет показать товар лицом – просит дочку спеть. Клеант подает ей оперу своего сочинения. Под видом пастушка и пастушки влюбленные при всех объясняются друг другу в любви. Арган прерывает эти «глупости».

К присутствующим присоединяется мачеха Белина. Между нею и падчерицей начинается словесная «дуэль». Анжелика просит отсрочки свадьбы, уважения к своим чувствам, намекает, что она не из тех беспринципных особ, которых интересуют только деньги жениха. Мачеха догадывается, что у девушки есть другой избранник, и клеймит ее неблагодарной нахалкой. Арган ставит ультиматум: свадьба или монастырь. Анжелика выбегает прочь. Будущие родственники обследуют Аргана. Пульс у него частит и селезенка барахлит. Одним словом, ему нужен постоянный врачебный контроль.

Белина некстати видит, как Клеант целует руки расстроенной Анжелике. Арган зовет свои глаза и уши в этом доме – маленькую Лизон. Она, испугавшись наказания, подтверждает слова «мамаши».

Вторая интермедия

Аргана навещает брат Беральд. С собой он приводит толпу цыган, переодетых маврами. Те поют о любви и изменах, а после пляшут вместе с обезьянками, развлекая «больного».

Действие третье

Оказывается, Беральд – сообщник Туанетты. Как и она, он считает доктора Пургона мошенником, а брак Анжелики с сыном лекаря – нелепым. Он начинает с братом честный разговор. Беральд обвиняет Белину в интригах против детей Аргана. Потом возмущается, что брат ищет не мужа дочери, а себе врача. Но раз Арган не подох от всех этих лекарств, значит, он настоящий здоровяк. Беральд уверен, что в болезни лучшее лекарство – дать организму самому с ней справиться. В перепалке оба упоминают автора комедии, Мольера, и его насмешки над горе-лекарями.

В разгар спора приходит аптекарь с клизмой. Оба брата просят его подождать до завтра. Следом является разобиженный доктор Пургон. Он чувствует, что его авторитет пошатнулся. При всех Пургон рвет в клочья бумаги, где наследником его денег объявлялся Тома Диафуарус. Он разрывает всякие отношения со своим пациентом и желает ему смерти от расстройства пищеварения.

Арган уверен, что дни его сочтены. Находчивая Туанетта, переодетая доктором, раздает ему новые медицинские советы: пить больше славного винца, забыть о диетических продуктах и выколоть правый глаз, чтобы левый стал лучше видеть.

У Беральда на примете есть жених для Анжелики, не хуже прежнего. Арган упрямится: ослушнице место в монастыре. Туанетта (уже в своем обычном виде) и Беральд убеждают Аргана притвориться мертвым. Пусть его таким увидит Белина – и он узнает цену ее чувствам. Так и вышло: Белина рада смерти противного, помешанного на клизмах, старика. Арган подхватывается с кресла и обличает женушку. Брат просит его прикинуться покойником и для Анжелики. Та видит отца мертвым – и заливается слезами. С ней рядом плачет и Клеант: он рассчитывал с помощью Беральда добиться расположения Аргана.

«Покойник» оживает и благословляет дочь на брак. Но ставит одно условие: юноша должен овладеть ремеслом врача. У Беральда идея получше: пусть Арган сам станет доктором. Ведь борода у него уже есть, недостает только ученой мантии. Тогда болезни будут обходить его стороной. Сбитый с толку, расчувствовавшийся Арган соглашается на церемонию.

Третья интермедия

Актеры, наряженные аптекарями и лекарями, с песнями и танцами присваивают Аргану заветное докторское звание.

Читательский дневник по комедии «Мнимый больной» Мольера

Сюжет

Богач Арган, выискивающий у себя болезни, находится в руках доктора-шарлатана и аптекаря. Он хочет выдать дочь Анжелику за будущего доктора, чтобы тот день и ночь бесплатно наблюдал за его здоровьем. Но у девушки уже есть жених Клеант. В дело вмешиваются две женщины: Белина, алчная мачеха Анжелики, и Туанетта, верная служанка семьи. Первая хочет выдворить девушку и ее сестренку в монастырь, чтобы прибрать к рукам денежки их отца. Вторая борется за счастье хозяйской дочери.

Туанетта вместе с Беральдом, братом Аргана, расстраивают нелепый брак. Потом просят вечно «больного» изобразить себя умершим: Арган видит и радость жены, и слезы дочери. После чего он соглашается на свадьбу Анжелики с Клеантом. Правда, только если тот выучится на доктора. В ответ в финальной сцене актеры, друзья Беральда, для защиты от всех болезней, шутливо посвящают в доктора самого Аргана.

Отзыв

Картины из жизни семьи, где, как в зеркале, отражаются проблемы всего общества. И фальшивая супружеская жизнь, и корысть, и мошенничество медиков, а также эгоизм и слепое доверие их пациентов. Тема конфликта поколений, настоящей любви, взаимовыручки, проверки истинного отношения друг к другу, мнительности, лицемерия и невежества. Борьба ложных ценностей с истиной.

Пьеса “Мольер – Мнимый больной” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Мольер – Мнимый больной на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.