Александр Пушкин — Маленькие трагедии:
Краткое содержание

Скупой рыцарь

(сцены из трагикомедии Ченстона)

Средневековая Франция, 20-летний рыцарь Альбер победил на турнире графа Делоржа, видел радость прекрасной Клотильды, но шлем пробит, а конь Эмир хром. Для нового турнира нет доспехов, для пира у герцога – платья (наряда). Пожаловаться, кроме слуги Ивана, некому. Барон Филипп, отец юноши – жадный богач, владелец сундуков (шестой – неполный) с золотом. Сам не тратит, и сыну денег не дает. Он «раб», «цепной пес» своего богатства.

Жид (еврей) ростовщик Соломон в этот раз под «рыцарское слово» юноше в долг не дает. Он пугает, что наследство юноша получит через 30 лет. Но Альбер хочет денег в молодости, а не старости. Может, отец скоро умрет. Тогда Соломон советует ему отравить отца каплями аптекаря Товия. Альбер возмущен, он не отцеубийца. Он гонит жида в шею, но червонцы (золото) его берет. Последнее средство – жалоба на отца влиятельному герцогу. Пусть тот заставит отца оплачивать расходы сына.

В это время скупой барон в подвале «чахнет» (не ест, не спит, любуется, боится потерять) над златом. В сундуках – «слезы, кровь и пот» бедняков. Барону их не жалко, его греет мысль, что, стоит только захотеть, и весь мир будет у его ног, как у царя. Даже после смерти он не хочет отдать ключи от сундуков сыну, готов призраком охранять их.

Во дворце герцог обещает Альберу помощь. Старый барон – боевой друг его деда. Альбер подслушивает разговор герцога и отца. Старик сообщает, что у него есть сын, но при дворе ему делать нечего. Он дикарь, хотел убить отца родного, более того – обокрасть! Альбер врывается в комнату с криком «лжец!» Отец в гневе бросает ему перчатку (вызов на дуэль). Альбер хватает ее. Герцог отбирает у него перчатку, стыдит отца и сына. Барону плохо, он умирает со словами: «Где ключи?» Ему кажется, что сын уже отнял их. Герцог подводит итог: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Моцарт и Сальери

Город Вена, конец 18 века. Сальери, известный композитор, завидует гению «праздного гуляки» Моцарта. Сальери отдал годы, чтобы изучить все секреты музыки. Только потом стал писать свои вещи. Но они ничто перед музыкой Моцарта. В этот момент входит Моцарт с уличным скрипачом. Тот бездарно играет музыку Моцарта. Автор смеется, Сальери – возмущен. Моцарт на фортепьяно играет приятелю новую вещь. Потрясенный красотой и глубиной музыки, Сальери принимает решение «остановить» гения – убить его. Дар Моцарта – не только предмет зависти других музыкантов, он непонятен этому миру, этой публике. Моцарт должен исчезнуть.

За обедом в трактире Моцарт делится, что 3 недели назад получил заказ от человека в черной одежде. Теперь он всюду ему мерещится как недобрый знак. Между тем заказ, «Реквием» (траурная церковная служба), готов. Моцарт уверен, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Под эту фразу Сальери подсыпает ему яд в бокал. Моцарт пьет, а потом играет для друга свой «Реквием». Тот плачет. Моцарту плохо, он уходит домой. А Сальери неприятна мысль, что он злодей, а никакой не гений.

Каменный гость

Дон Гуан, развратник и дуэлянт, со слугой Лепорелло самовольно покинув ссылку, по темноте въезжает в столицу – Мадрит (Мадрид). Он был наказан королем за убийство на поединке командора де Сольва. Его тянет в дом хорошенькой актрисы 18-летней Лауры, но по пути он замечает на кладбище вдову командора, Дону Анну. И хочет с ней познакомиться.

Дон Карлос, оставшись у Лауры на ночь, сталкивается с Дон Гуаном, своим врагом, убийцей брата и соперником в любви. Они обнажают шпаги: Дон Карлос мертв. Дон Гуан из осторожности скрывается в монастыре. Под видом монаха он видится с Доной Анной прямо у могилы ее мужа, под тенью статуи командора.

Однажды он признается ей, «ангелу», в любви. Красавица смущена. За командора она вышла по воле матери, а не любви. Ей хочется еще раз увидеть незнакомца, раз уж он не монах. Дон Гуан на радостях зовет на их свидание статую командора. Статуя кивает в знак согласия.

В доме вдовы он называет свое настоящее имя. Его пыл, откровенность пугают и восхищают Дону Анну. Она влюбляется в него. Впрочем, второму свиданию не быть: на встречу, как и обещала, явилась статуя грозного командора. Дона Анна в обмороке, командор сжимает руку сердцееда. Земля разверзается под их ногами – и поглощает обоих.

Пир во время чумы

(из трагедии Вильсона)

Англия, 17 век, Лондонская чума. За уставленным едой и выпивкой столом сидят мужчины и женщины. Председательствует над компанией Вальсингам, бесстрашный и веселый. На днях здесь пил их друг, теперь он мертв, а они пьют в его память. Мери поет грустную песню, ее родные умерли. Луиза требует веселых песен. Мимо пирующих громыхает телега с трупами. После чего, для поднятия духа, Вальсингам исполняет гимн в честь чумы. Ее приход дал людям почувствовать вкус жизни. Теперь не тратят время на пустяки, обиды, страх. Любовь и веселье стали неподдельными. Так что чуму стоит поблагодарить.

К празднующим подходит священник. Он видит в их сборище в такое ужасное время что-то сатанинское, напоминает Вальсингаму о смерти матери и жены Матильды. Тот не хочет ничего вспоминает, ни о чем жалеть. Праздник должен продолжаться, никто не должен уйти. Все равно дома их пусты без близких. Слова священника ранят его. Он понимает его правоту, но просит без толку не терзать душу. Священник, сострадая безумцу, молится Богу и уходит прочь. А Вальсингам, задумчивый и печальный, сидит среди пирующих.

Читательский дневник «Маленькие трагедии» Пушкина

Сюжет

В «Скупом рыцаре» барон-отец, жадный обладатель 6 сундуков с золотыми монетами, держит в черном теле сына Альбера. Юноша не травит отца ядом, не грабит, но ждет его смерти. У герцога скряга обвиняет сына в воровстве, бросает ему перчатку (вызов на поединок). Альбер рад, но герцог предотвращает дуэль. Старик умирает с бредом о сундуках и ключах к ним. Герцог винит время, рождающее таких отцов и сыновей.

В «Моцарте и Сальери» композитор Сальери завидует Моцарту, который шутя сочиняет гениальную музыку. Как, например, его последнее творение по заказу черного человека – «Реквием». Сальери добавляет в бокал друга яд, тот пьет. Когда Моцарт уходит, Сальери грызет мысль, что он просто убийца, а не гений.

В «Каменном госте» Дон Гуан убивает командора, потом соблазняет его вдову Дону Анну. На первое свидание с женщиной он приглашает и могильную статую командора. При виде статуи мужа Анна падает без чувств. Командор железной хваткой держит руку Дон Гуана – и они вдвоем исчезают в разверзшейся под ногами земле.

Уличный «Пир во время чумы». Председатель стола Вальсингам поет гимн во славу чумы. Перед лицом смерти все стали равны, все стали собой. Прошлого нет, как и будущего, есть только настоящее, и его надо провести весело. Священник взывает к совести Вальсингама, ведь у него недавно умерли мать и жена. Пирующие гонят священника вон, но Вальсингаму больше не весело.

Отзыв

В основе двух пьес – реальные истории: трудные отношения Пушкина со скупым отцом и впечатления от эпидемии холеры. Тема жадности, власти денег, зависти, любви, ревности. А еще – бедствия (болезни), кары и испытания человечества на прочность. Не время ужасно, а люди. Тема неправедно нажитого богатства, убитых отцовских и сыновних, рыцарских чувств. Гениальный человек не может стать убийцей.

Пьесы учат ценить семью, а не богатство, учиться ставить себя на место другого, помнить о скоротечности жизни, дарить радость людям. У каждого человека есть талант, не стоит завидовать другим – лучше развивать свой. Любовь – не игра, расплата за бесчестье – смерть. В дни испытаний нужно сохранять мужество, человечность, совесть.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Александр Пушкин — Маленькие трагедии на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.