Александр Пушкин — Моцарт и Сальери:
Краткое содержание

Заслуженный композитор Сальери размышляет о несправедливости судьбы, раздающей таланты. Он, с детства влюбленный в искусство, посвятил ему всю жизнь. Не сразу взялся творить собственную музыку: вначале овладел техникой, ремеслом. Его первые произведения так и не увидели свет: он сжег их, услышав гениальную музыку композитора Глюка. Наконец, он перестал быть дилетантом и смог найти собственное, оригинальное звучание. Публика оценила труды Сальери, он даже сделался знаменит. Тогда он был счастлив и никому из коллег не завидовал. Сейчас же, когда увидел, что «бессмертный гений» может достаться такому безумцу, гуляке, как Моцарт – он позавидовал смертельно.

В комнату входит тот самый гуляка Моцарт. С собой он притащил из трактира старика-скрипача. Старик из рук вон плохо играет арии из опер самого Моцарта. Автор хохочет, а Сальери негодует: пародия уродует шедевр. Моцарт наделяет старика монеткой и отпускает. Он предлагает Сальери послушать одну новенькую «безделицу», сочиненную бессонной ночью. Сюжет истории таков: сам Моцарт будто бы сидит в кругу друзей, влюбленный, и вдруг возникает мрачное виденье или наступает внезапная тьма. Когда фортепьяно умолкло, Сальери называет Моцарта «богом» в музыке.

Сальери приглашает Моцарта в трактир на обед. Потом остается один и мысли его лишь об одном: Моцарта нужно остановить. Эта райская птица, залетевшая на землю, не оставит после себя учеников. Само искусство меркнет на фоне Моцарта. Пока он жив – все честные ремесленники от музыки не будут знать покоя. Какой человек осмелится творить при Моцарте? Уже восемнадцать лет Сальери носит при себе яд – прощальный дар его возлюбленной Изоры. Ни против себя, ни против врага он его не употребил. Надежда и любовь к музыке его останавливали. И вот цель найдена. Моцарт, враг и друг, сегодня примет яд.

Оба музыканта сидят в трактире. Моцарту недели три назад поступил заказ сочинить Реквием (заупокойную службу). Причем заказчик в черном дважды не мог застать его дома. На третий день черный человек явился вновь – Моцарт как раз играл с сыном. Теперь Реквием практически готов. Заказчик медлит, но его черная тень все это время преследует Моцарта. Сальери «великодушно» успокаивает его. Печаль как рукой снимет шампанское, а есть средство еще лучше: перечитать искрометную пьесу «Женитьба Фигаро» его приятеля Бомарше. Моцарт припоминает, что о Бомарше ходили слухи, будто он кому-то дал отраву. И сам себе возражает: нет, тот ведь – гений, как и они с Сальери, а «гений и злодейство две вещи несовместные». При этих словах Сальери бросает яд в стакан.

Моцарт пьет за их дружбу, а после играет свой трагический Реквием. Сальери плачет. Моцарт замечает, что чувствовать музыку – дар не менее ценный, чем сочинять ее. Они прощаются. Сальери задумывается: раз он злодей, значит, не может быть гением? А как же слухи, что великий художник Бонаротти (Микеланджело), творивший в Ватикане, убил натурщика (чтобы точнее передать предсмертные страданья)? Неужели это ложь? Неужели он, Сальери, не гений?

Читательский дневник по трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкина

Сюжет

Композитор Сальери сравнивает два пути в музыке. Сам он прошел через ошибки и вечный труд. А вот Моцарт просто баловень судьбы, который недостоин своего гения. В этот момент к нему в гости заглядывает Моцарт. Он привел из трактира слепого скрипача, который кое-как играет его собственные оперы. Затем он садится за фортепьяно и играет прекрасную новую музыку, «безделицу». Ее тема – зловещее виденье во время дружеской пирушки. И тут Сальери решается: Моцарт должен исчезнуть. Он не принадлежит этому миру, его искусство нельзя повторить, продолжить. Он только терзает всех, кто честно трудится на ниве музыки. В трактире Сальери подсыпает ему яд в стакан. Моцарт делится с ним рассказом о новом заказе – на Реквием (заупокойную службу). Теперь тот черный человек, заказчик, ему повсюду чудится. Моцарт уверен, что гений, как он да сам Сальери, не может быть злодеем. Они расходятся. Сальери задается вопросом: выходит, я не гений, раз совершил такое?

Отзыв

Зависть убивает душу и совесть. Человек не должен судить другого, тем более присуждать его к смерти. Гений и зло сочетаются куда реже, чем зло и бездарность. Трудом добытая слава не ценнее той, что приобретена даром свыше. У каждого свой путь и в жизни, и в творчестве (работе). Рациональное, приземленное всегда противостоит небесному, вдохновенному.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился пересказ? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Александр Пушкин — Моцарт и Сальери на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.