Анна Васильевна – 24-летняя учительница русского языка в селе Уваровка. Ее все уважают, да и она собой гордится. Однажды в январе на урок в 5 классе опять опоздал Коля Савушкин. Сын погибшего в войне с фашистами солдата и нянечки в санатории, из многодетной бедной семьи.
Когда ребята предлагали примеры имени существительного, он сказал «зимний дуб». Анна Васильевна сердится, ведь существительное – только дуб. Она решает пойти к его матери. А мальчик и рад. Они идут его дорожкой – через лес. И она понимает, почему Коля опаздывает: лес так красив и интересен. Вот следы лося, а это – тот самый «зимний дуб» – великан в снегу, как страж, собор, в корнях которого греются ежик и лягушка.
Учительница поняла, как мало она разбирается в природе, да и в жизни. Поняла, что о слове, «имени существительном» рассказывает сухо, скучно. А этот мальчик умеет чувствовать, рассуждать, да и язык его богаче, живее, чем у нее. И она разрешила Коле ходить через лес и к маме его не пошла.
Читательский дневник по рассказу «Зимний дуб» Нагибина
Сюжет
Пятиклассник Коля Савушкин, отец его погиб на войне с фашистами, мать нянечка, постоянно опаздывает в школу в селе Уваровка. Молодая учительница русского языка Анна Васильевна недовольна. Хочет к его матери сходить. А он еще ошибся, сказал, что «зимний дуб» – имя существительное. В дороге через лес она понимает, что он опаздывает, любуясь тем самым зимним дубом, природой. И говорит он живо, хоть иногда и неправильно. В общем, ей самой надо поучиться у сельских ребятишек чувствовать слово, жизнь.
Отзыв
Рассказ о том, как образованная, умная, самоуверенная учительница учится у ребенка. Он для леса, села – свой, а она – гость. У него разговорная, народная речь, в чем-то неправильная, но очень яркая, живая. Рассказ учит быть любознательным, наблюдательным, любить и изучать природу, не обижать все живое, быть благодарным, заботливым, искренним. Признавать и исправлять свои ошибки, ставить себя на место другого, меняться к лучшему.