Владимир Короленко — Слепой музыкант:
Краткое содержание

Глава первая

Юго-западный край, Украина, дом богатых деревенских помещиков Попельских. Среди ночи в семье рождается первенец. О том, что ее сын слеп, первой догадалась мать. Спустя несколько недель доктора подтвердили ее страшную догадку.

Отец мальчика, человек простодушный, днями хлопотал по хозяйству. Воспитанием ребенка занималась мать Анна Михайловна. А еще – ее старший брат Максим Яценко. Человек в некотором роде легендарный и со скандальной репутацией.

Его не любили за острый язык, дружбу с простонародьем и бурное прошлое: Максим примкнул к повстанцам итальянца Гарибальди, в боях за свободу лишился правой ноги и повредил левую руку. На костылях он пришел в дом сестры.

Человек умный и добрый, Максим посоветовал сестре не окружать чуткого, впечатлительного ребенка «глупой заботливостью», дать ему свободно развиваться. Слух и осязание заменяли мальчику зрение. Он хорошо ориентировался в комнате и различал близких.

Петрусю было не больше трех лет, когда мать с дядей вывели его к реке погулять. «Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику». Потрясенный новыми впечатлениями, звуками, весенним солнцем, мальчик теряет сознание.

Глава вторая

На пятом году жизни мальчик освоился в доме. Чужой человек мог не сразу понять, что он слеп. Из рассказов матери Петрусь узнает об окружающем мире. Он любит слушать, как конюх Иохим самозабвенно играет на дудке берущие за душу украинские мелодии. Слепой панич и сам пробует играть на ней.

В доме появляется пианино. Вначале мать хочет победить дудку виртуозностью. Но сердце мальчика отзывается только на задушевные, чарующие мелодии. В итоге ребенок и сам пробует освоить пианино. Дядя Максим просит конюха петь мальчику народные песни. Петрусь знакомится с миром казацких песен.

Глава третья

К пяти годам, под чутким руководством дяди, мальчик привык держать свою комнату в порядке, делать гимнастику и даже кататься на лошадке. Петя рос высоким, стройным, красивым черноволосым мальчиком. Впрочем, на всем его лице лежал отпечаток недетской грусти. «Увлечение музыкой стало центром его умственного роста». Дядя учит его «читать» пальцами.

Друзей среди деревенских ребят у мальчика не было. Он оставался в стороне от их игр. Все переменилось с приездом в соседнее имение семьи Яскульских, людей немолодых, родителей единственной дочери Эвелины. Эта русоволосая, голубоглазая девочка была ровесницей Пети. Не по годам рассудительная, она порой казалась «крохотной взрослой женщиной».

Однажды ее привлекает к реке игра Пети на дудке. Сперва мальчик гонит незнакомку с «приятным голосом», потом ждет, что она придет снова. Эвелине новый знакомый кажется странным. Он пугает девочку, когда касается ее лица руками. Узнав, что Петя слепой, Эвелина горько плачет от жалости. Их дружбу скрепляет не только любовь к музыке, но и совместные уроки с дядей Максимом.

Глава четвертая

Дядя уверен, что мальчик должен понимать, что некоторые вещи так и останутся для него недоступными. Но Петя видит сны, хочет различать цвета, чувствует падение звезд, и с каждым годом все задумчивее и печальнее.

Глава пятая

Шли годы. И дядя Максим подверг воспитанника, уже юношу, еще одному испытанию. Он пригласил в дом старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами и их другом-кадетом. Разговоры о большом мире, широкой дороге в жизни, политике, народной доле взволновали слепого. Он еще раз убедился, что «совсем лишний на свете».

На минуту поддалась общему настроению и Эвелина. Но потом напомнила всем и себе, что у каждого свой путь. Ее будущее связано с Петром. Они любят друг друга. Девушка первой объясняется с Петром. Он счастлив. В этот вечер юноша играет на пианино так вдохновенно, что поражает всех присутствующих талантом. Молодежь советует ему серьезно учиться музыке. Эвелина счастлива: у Петра тоже будет своя дорога в жизни.

Глава шестая

Осенью Попельские нанесли ответный визит Ставрученкам. Молодежь верхом исследует окрестности. Студенты приводят гостей к забытой могиле атамана Игната Карого. Рядом с ним упокоился слепой бандурист, участник многих славных походов.

Осматривая монастырь, компания знакомится с озлобленным слепым звонарем Егорием. Все невольно замечают сходство лиц его и Петра. Узнав, что Петр тоже слеп от рождения, звонарь с завистью рассказывает о другом слепце, Романе: тот утратил зрение в 7 лет, успел мать увидеть и белый свет. Мать Петра с тревогой замечает, что на лице Романа другое, более мирное, выражение. Она боится, что Петр решит, будто все слепорожденные – люди ожесточенные.

Теперь в музыку слепого вплетались не только мотивы народных песен, но и перезвоны колоколов. Зимой Яскульские уехали в гости. Петр с трудом пережил разлуку. А когда Эвелина вернулась – заявил, что ей надо жить полной жизнью, оставить его. Жажда видеть вновь овладела им. Через звуки он учился различать цвета. И упрямо считал, что удел слепых – только просить милостыню, да жить себе помаленьку.

В день праздника местной чудотворной католической иконы Петр с родными пришел к святыне. В толпе были слепцы, тянувшие свои жалобные песни. Петру не по себе, но дядя подводит его к нищим. Тем самым «счастливцам», которым юноша сгоряча завидовал. До этих пор юноша носился со своим горем, теперь столкнулся с чужим. Дядя заставил его каждому нищему подать копеечку.

От душевного потрясения юноша заболевает горячкой. После чего он с дядей якобы едет в Киев учиться музыке. А на самом деле идет странствовать до святынь Почаева с двумя слепцами – солдатом Кандыбой и Кузьмой. Петр вернулся домой другим человеком, изменилась и его музыка. Учебу отложили еще на год. А Кандыбе в усадьбе выделили домик.

Глава седьмая

Петр и Эвелина обвенчались. «Молодое тихое счастье» Петру отравляла одна мысль: вдруг ребенок их будет слеп. Но младенец родился здоровым. И от радости Петр словно сам обрел зрение. Родные лица и картины природы промелькнули перед ним.

Эпилог

Спустя три года Петр Попельский уже известен свой музыкальной одаренностью. Его с восторгом принимает публика киевской ярмарки «Контракты». О Петре ходят легенды и небылицы, его судьба кажется всем необыкновенной. Дядя Максим присутствует на его дебютном благотворительном концерте.

Он слышит в «прозревшей» музыке своего воспитанника звуки жизни, стоны людского горя, песню слепцов. Значит, Петр и сам «прозрел», исцелился от эгоизма. И теперь силой своего искусства напомнит счастливым о несчастных. Выходит и он, старый солдат, выполнил главное дело своей жизни, «недаром прожил на свете».

Читательский дневник по повести «Слепой музыкант» Короленко

Сюжет

Украина. В зажиточной семье Попельских рождается слепой сын Петр. Дядя Максим берется воспитать из него крепкого телом и душой мальчика. Сам Петр с детства любит музыку. Он учится игре на дудке, потом с помощью матери осваивает пианино. Его детство скрашивает дружба с Эвелиной Яскульской, девочкой-соседкой. Позднее она станет его женой, матерью его зрячего ребенка.

Дядя учит юношу не замыкаться на собственном горе, разделять страдания других людей. Чтобы лучше понять жизнь, юноша идет с нищими слепыми странствовать. И на первом его киевском концерте дядя с одобрением слышит в музыке Петра и ноты пестрой народной жизни, и звуки человеческого горя. Своей игрой Петр напоминает счастливой, сытой публике, что вокруг много несчастных, обездоленных.

Отзыв

История становления личности, взросления, преодоления, поиска своего места в жизни. Слепота сердца страшнее слепоты глаз. Тема таланта, самореализации, обретения личного счастья. Поддержка родных и друзей как одна из причин успеха. Перед каждым человеком в мире множество дорог. От нравственного выбора зависит судьба. Физический недостаток можно и нужно компенсировать развитием других способностей. Не следует унывать, опускать руки. Тема преображающей силы искусства, природы, народа, страданий, любви к жизни.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Владимир Короленко — Слепой музыкант на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.