Повесть о разорении Рязани Батыем:
Краткое содержание

Русь, декабрь 1237 года. К Рязани на реке Воронеж, где находится чудотворная икона святителя Николая из Корсуни, подходят полчища безбожного царя Батыя. Послы передают рязанскому князю Юрию Ингоревичу, что он должен отдать их царю десятую часть всего, чем владеет. Землями, людьми, сокровищами. Юрий Ингоревич зовет на выручку владимирского князя Георгия Всеволодовича, но тот не приходит, хочет один победить Батыя.

Рязанский князь ищет поддержки у братьев, князей-соседей. Сообща они решают просить мира с ханом. Задобрить Батыя подарками идет сын рязанского князя – Федор Юрьевич. Батый подарки принимает, делает вид, что Рязань не тронет.

Взамен требует приводить к нему для утех рязанских красавиц. Особенно – княгиню Евпраксию, жену Федора Юрьевича. О ней царю нашептал рязанский боярин-предатель. Князь отказывается и смеется над наглостью Батыя. Тотчас по приказу Батыя князя убивают, а тело бросают зверям. Предают смерти и воинов, что пришли с князем.

Чудом уцелел только пестун (воспитатель) князя. Он наскоро похоронил Федора и вернулся в Рязань. Узнав о кончине мужа, княгиня Евпраксия, прихватив малолетнего сына, бросилась из окна и расшиблась насмерть. С тех пор образ святителя Николая прозвали Заразским (от слова «заразитися» – разбиться, удариться).

Долго оплакивал город гибель князя и лучших своих людей. И держал Юрий Ингоревич речь к войску своему: лучше смерть, чем «во власти поганых быть». Дружина князя первой напала на «полки татарские». Закипел ужасный бой.

Погиб князь Юрий Ингоревич, братья его, цвет рязанского воинства. Полегло и татар видимо-невидимо. Озверел царь Батый. Всю Рязанскую землю прошел огнем и мечом. Пролились потоки крови христиан. И нашли татары еле живого князя Олега Ингоревича. Обещал ему Батый лучшего врача, если князь сменит веру. Но тот отказался. По приказу Батыя был разрублен князь на куски.

Пять дней все жители Рязани храбро держат оборону. У татар воины сменялись, а рязанцы бились без отдыха. На шестой день осады татары ворвались в город. Прямо в церкви убили Агриппину, мать Юрия Ингоревича, всех священников и монахов, весь люд рязанский от мала до велика. «Не осталось в городе ни одного живого».

Ринулся Батый на земли Владимира и Суздаля. А из Чернигова в Рязань торопятся двое. Евпатий Коловрат, рязанский воевода, вместе с князем Ингварем Ингоревичем, братом погибшего Юрия Ингоревича. И надеются, что еще не поздно, и Рязани можно помочь. Но приходят на пепелище.

Возмутился сердцем Евпатий Коловрат, чудом набрал дружину в количестве 1700 человек, бросился Батыю вдогонку. И нещадно бьет татар в Суздале. Сам Батый ужасается мощи русских воинов.

Его «шурич» (родня) Хостоврул обещает живьем привести Коловрата. Целые полки татар двинулись против Евпатия Коловрата. Подскакал на коне к нему и хвастливый Хостоврул. А Евпатий взял и разрубил его по самое седло. С превеликим трудом убили татары славного воина. Показали тело его царю своему. И сказал Батый, что такому воину был бы рад в войске своем. Приказал, чтобы тело его отдали русичам.

А в самой Рязани князь Ингварь (в крещении – Козьма) Ингоревич рыдает над убитыми матерью, братьями-князьями, воинами и жителями. Горстка горожан помогает ему хоронить мертвых по-христиански.

Он становится князем земли Рязанской. Обновляет, восстанавливает город, церкви, помогает выжившим, зовет новых жителей. Началась мирная жизнь: «и была радость христианам», избавленным рукой Бога от безбожного Батыя.

Читательский дневник «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Сюжет

XIII век, нашествие царя Батыя на Русь. Вся Рязанская земля, от князя Юрия Ингоревича до простого жителя, встала на свою защиту. На шестой день татары прорывают оборону. Гибнут князья, воины, дети и старики. Батый идет на Суздаль, оставив в Рязани только «дым и пепел».

Из Чернигова в Рязань торопятся князь Ингварь Ингоревич и воин-богатырь Евпатий Коловрат. Евпатий с небольшой дружиной настигает Батыя в Суздале, сеет смерть в рядах его лучших воинов, погибает сам. А Ингварь становится новым рязанским князем, возрождает жизнь на Рязанской земле.

Отзыв

История учит тому, что Русь сильна своими бесстрашными сыновьями и дочерями, надеждой на Бога. Тема патриотизма, самопожертвования. Герои отдают жизни «за други своя». Собирательный образ русской женщины, матери, жены. Сейчас на месте старой Рязани – чистое поле. Тема зависти, предательства, разобщенности князей, которые приводят к гибели. Евпатий Коловрат – образ народного героя, богатыря, заступника.

“Повесть о разорении Рязани Батыем” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Повесть о разорении Рязани Батыем на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.