Михаил Салтыков-Щедрин — Господа Головлевы:
Краткое содержание

Глава 1. Семейный суд

Время событий – перед отменой крепостного права. Арина Петровна Головлева, 60-летняя помещица, давно взяла на себя все дела по имениям вместо мужа. От управляющего она узнает, что Степка-балбес, ее старший сын, из-за долгов продал за бесценок дом в Москве. А ведь это был «кусок», который она ему кинула, чтоб больше ничего не просил до конца жизни.

Арина Петровна, «маменька», властвует не только над имением, но и семьей. Дела она ведет «единолично и бесконтрольно», скупа, с соседями не дружит, и все судится за землю. Она в 10 раз увеличила богатство семьи, добыла 4 тысячи крепостных душ. И «для кого» все труды? Муж ее, Владимир Михайлыч Головлев, «человек легкомысленный и пьяненький», днями сидит в спальне. Жена его, «бесструнную балалайку», презирает, он ее, «ведьму», «черта», ненавидит и побаивается.

У этой пары 4 детей: «постылый» (нелюбимый) Степан Владимирыч. До 20 лет был шутом в доме, потом – шутом в университете. Помыкался в Петербурге мелким чиновником, залез в долги, продал дом, пошел в ополченцы, потом в шулера – ничего не вышло. Крепостные Арины Петровны подкармливали его, сколько могли, но, чахоточный, почти в 40 лет, он подался к матери.

Была еще «постылая» дочь Аннушка. Выучилась, могла стать бухгалтером маменьки, а взяла и тайно обвенчалась с корнетом Улановым. Разгневанная Арина Петровна выбросила ей «кусок» – захудалую деревню Погорелку. Корнет сбежал, дочь умерла, а двух «щенков», близнецов Анниньку и Любиньку, Арина Петровна взяла к себе во флигелек.

Порфирий Владимирыч – «Иудушка», «кровопивушка» и «откровенный мальчик». С детства ласковый к «маменьке», но глазами будто «петлю закидывает». Взрослый Порфирий жил с женой и сыновьями Петенькой и Володенькой в Петербурге, служил чиновником.

Павел Владимирыч, Павлуша-тихоня. Учиться и играть не любил, сидел себе в углу и выдумывал невесть что. Это был угрюмый «человек, лишенный поступков». Взрослый Павел жил один в Петербурге, служил по военной части.

Степан уверен: «Заест она меня!» Пришел, как в гроб. Мать дала ему угол в конторе, халат и объедки со стола. Для приговора балбесу вызвала сыновей. Хотела сбагрить его в одну деревеньку, но Павел судить брата не стал, а Порфирий присоветовал взять с него подпись, что он ничему не хозяин, и оставить в Головлеве.

Перед отъездом братья дали Степану по 25 рублей. И он засел в темноте и пустоте, напиваясь. Выйти на воздух не в чем (осень). Раз ночью вылез в окно, пошел в соседнее Дубровино. Арина Петровна всполошилась: что люди скажут? Привезли его обратно. И Степан замолчал. А в декабре умер в своей комнатке. Как писала Арина Петровна Порфирию: «Жаль сына, а роптать не смею». Мол, ему на том свете, может, хорошо.

Глава 2. По-родственному

Прошло около 10 лет. Усадьба Дубровино, где к этому времени жил Павел Головлев, его племянницы Аннинька и Любинька и сама Арина Петровна. Все рухнуло от слухов об отмене крепостного права. Это что же, и работать никого заставить нельзя? И обругать? Тут еще умер старый Владимир Михайлыч. Унывающая Арина Петровна захотела молиться, взяла себе деньги, Порфирию – Головлево (получше), Павлу – Дубровино (похуже).

Маменька потратила все деньги, «округляя» имение «ласкового сына». А он потребовал с нее отчета за все, что есть в имении. Ахнувшая Арина Петровна перебралась в Дубровино к Павлу. А тот спился, уже при смерти, а никак не подпишет Дубровино племянницам. «Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка», и «вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!»

Умирающего навестил льстивый Порфирий с сыновьями. Павел гонит «кровопивца» от себя, а Петенька с Володенькой, будущие офицеры, жалуются на жадного, набожного и надоедливого отца, который боится, что Арина Петровна его проклянет. Сразу после похорон Павла и обеда Арина Петровна с внучками едет в Погорелку, Аннушкин «кусок». Порфирий, новый барин Дубровино, просит ее иногда заезжать – «по-родственному».

Глава 3. Семейные итоги

Хозяйство в деревеньке мелкое, но у Арины Петровны и на него нет сил. Ей впервые кажется, что она – «лишний рот», приживалка (нахлебница), живая «развалина». Она отпускает рвущихся на волю «из постылой Погорелки» девушек. Старуха, страдающая бессонницей, размечталась о добротном Головлево. И стала ездить туда в гости. Ела, пила, играла в карты, шутила над экономкой Евпраксеюшкой, с которой жил вдовец-«греховодник» Иудушка.

Сам он за прошедшие 5 лет «полинял и потускнел», но все также «лжет и пустословит». «Мы, русские» часто в семье растем, «как крапива у забора». Вот и Иудушка вырос не лицемером во французском вкусе, а простым «пакостником». Весь его день посвящен пустякам, а с виду – барин в делах. Что творится в мире он не знал. Только «калякал» с маменькой о старине, сладко кушал и уверял, что они недаром дворяне: это милость Бога.

Сиротки сообщили письмецом, что кочуют с харьковским театром, денег и своих хватает. Аннинька – актриса в «Периколе», Любинька – в «Анютиных глазках». Порфирий живо «петлю накидывает»: надо бы у этих вертихвосток Погорелку отобрать. Пока калякали – вдруг приехал Петенька, 25-летний офицер.

Володеньки уже нет на свете: покончил с собой из-за нищеты. Он женился без спросу – Порфирий бросил давать деньги. Два года ждал Володенька помощи от отца – и однажды застрелился. А теперь вот Петенька растратил казенных 3 тысячи. Он знает, что отец подаст ему камень вместо хлеба (фраза об отце из Библии). Так и вышло. Петенька заплакал, назвал его «убийцей», а Арина Петровна крикнула Иудушке: «Проклинаю!»

Глава 4. Племяннушка

Мать вернулась в Погорелку и слегла. Иудушка был с ней в момент смерти. И не понял, что умерло «последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его». Вскоре, не доехав до ссылки, в больнице умер судимый Петенька. Но Порфирий хлопотал только о наследстве. Что-то выморочное было и в нем, и в доме, где он жил. Слуги его избегали: «тиранит», гноит словами.

Атмосферу оживил приезд статной румяной Анниньки, наследницы Погорелки. Они с сестрой, спасая Петеньку, посылали 600 рублей. После кладбища и визита в Погорелку она плачет по своей судьбе. Ее, «барышню», потянуло домой, в тишину, без пьяных кавалеров и гостиниц. Но здесь тоска, и все считают ее проституткой. И Иудушка то и дело лез целоваться. И Аннинька уехала в город.

Глава 5. Недозволенные семейные радости

Еще была жива Арина Петровна, когда случился «грех»: Евпраксеюшка забеременела. В былые времена Арина Петровна со служанкой Улитушкой столько дворовых девок выследила, наказала! Надо и тут обтяпать дело так, чтоб никто ничего не узнал. Но история с Петенькой рассорила ее с сыном, а потом она умерла. Иудушка возненавидел и экономку, и сына-младенца Володьку. Но попросил Улиту свезти Володьку в московский воспитательный дом – и успокоился.

Глава 6. Выморочный

Вокруг Иудушки – пустота: «одни перемерли, другие ушли». А тут еще в Евпраксеюшке проснулась к нему «ненависть, желание досадить, изгадить жизнь, извести». Она бросила заботиться о нем, и заглядывалась на «молоденьких». Вначале Иудушка боялся, что она уйдет, потом радовался, что она оставила его в покое.

Сидя в кабинете, он «любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь» у родных и чужих. «Мстил живым, мстил мертвым». Упрекал мать (зачем Горюшкино Надьке Галкиной, дочке тетки Варвары Михайловны, отошло), вгонял в кабалу бедных крестьян своих. И был счастлив. Выдуманные доходы все росли… Одичавшего, его увидела Евпраксеюшка – и струхнула.

Глава 7. Расчет

Середина декабря. Земля в снежном саване, как мертвец. В эту пору в Головлево приехала Аннинька. Исхудавшая, больная. Сестра ее покончила с собой. Аннинька бросается на шею дяде: «Умирать я приехала! Вы, дядя, добрый?» Много чего произошло за это время. В городе Самоварове Любинька сошлась с богачом, бросила сцену. Аннинька сопротивлялась, но пошла по той же дорожке. Их кавалеров Люлькина и Кукишева обвинили в растрате. С позором сестры покинули город. И пошли по рукам. Сестры решили покончить с собой. Любинька выпила отраву, Аннинька струсила.

«Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная». Головлевых извели «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой». Даже старую Арину Петровну затянули эти сети. Этот дом – причина всех смертей и унижений, и Любиньки тоже. В гостях Аннинька пьет тайком, потом – вместе с дядей. Отовсюду на них глядят тени замученных и постылых. И Иудушка прозрел. Все он погубил. Зачем? Для кого его «наследство»? «Где… все?..»

Он понял, что «все расчеты с жизнью покончены», пора в могилу. В марте, на Страстной неделе, после Всенощной службы он жалеет племянницу, просит, чтобы хоть она простила его – за всех. Как Христос простил. Среди ночи, в одном халате, он бредет на могилку матери.

Утром его труп нашли у дороги, а Аннинька слегла в горячке. За развязкой событий бдительно следит Надежда Галкина из Горюшкино, единственная наследница родового гнезда Головлево.

Читательский дневник по роману «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина

Сюжет

Канун и отмена крепостного права в России. Имение Головлево и вся семья – в руках властной Арины Петровны. Богатство ей милее постылых родных. Все дармоеды и пьяницы. Из выморочного дома 2 выхода: побег в нищету и долги, или смерть. По стопам маменьки идет ее сын Порфирий по прозвищу Иудушка. Смерть сестры Анны, братьев Степана и Павла, своих сыновей Володи и Пети, отца, а затем матери, племянницы Любиньки – ему нипочем. Он рад, что наследство идет ему. Наконец, он понимает, что остался один. В нем говорит совесть. Ему жаль больную племянницу-«актерку» Анниньку, он холодной ночью идет просить прощенья на могилу матери – и умирает. При смерти и Аннинька. А Головлево отходит в семью тетки, Надьке Галкиной.

Отзыв

В названии романа – ирония: с отменой крепостного права рухнуло господство целого сословия. Стало ясно, чей род силен, живуч, а чей держался только на рабстве. Роман и социальный (описана жизнь до и после отмены крепостного права), и психологический (описан страшный внутренний мир героев, их прозрение перед смертью). Тема семьи и неправильного, уродующего воспитания. Отрицательный образ дома, матери. Тема нелюбви, бессердечия, покаяния, совести. Если нет любви, уважения, то должна быть хотя бы жалость. Говорящее прозвище «Иудушка» (предатель Христа из Библии). Род вымер, так как неприспособлен к жизни, труду, зачах в ненависти, равнодушии, жадности, пьянстве. Роман напоминает, что семья должна быть опорой; отношения, здоровье, покой и счастье близких важнее денег. Человеку необходимо иметь цели в жизни, быть готовым к борьбе.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Михаил Салтыков-Щедрин — Господа Головлевы на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.