Максим Горький — На дне:
Краткое содержание

Акт первый

Весеннее утро в подвальной ночлежке. Каждый из ее обитателей занят своим нехитрым делом: вдова-торговка Квашня хозяйничает у самовара, слесарь Андрей Клещ возится с замками и ключами к ним, Бубнов, когда-то рабочий человек, собирается кроить брюки. Настя, молодая уличная женщина, читает про роковую любовь. Чахоточная Анна, жена Клеща, как всегда, кашляет в кровати за занавеской. Барон, в прошлом и впрямь аристократ, жует хлеб и потешается над романтичностью своей сожительницы Насти. Шулер Сатин, бывший телеграфист, и пьяница Актер продирают глаза последними.

Квашня привычно пререкается с Клещом, уверяя, что второй раз ни за что замуж не пойдет. В женихи ей набивается полицейский Медведев. Сатин охает, припоминая, кто его вчера крепко побил. Все вспоминают свои лучшие годы: Бубнов меховую мастерскую, Сатин – мудреные словечки, вычитанные когда-то из книг. Клещ здесь всего полгода, еще надеется начать новую жизнь, когда умрет Анна. Актеру выпадает черед делать уборку в квартире. За порядком следят хозяева ночлежки Михаил Иванович Костылев и его молодая жена Василиса Карповна.

Актер выводит чахоточную Анну подышать свежим воздухом: за это доброе дело его хвалит Костылев. Актер просит его тоже сделать доброе дело, скостить долг за жилье. Но Костылеву не до того, он ищет свою жену, которая тайком бегает к вору Ваське Пеплу. Вор ведет себя с Костылевым бесцеремонно: хозяин взял у него часы, кстати, краденые, а расплатился не полностью.

Пепел дает Актеру и Сатину деньжат на выпивку. Сатин философствует о том, что труд по «обязанности» делает жизнь рабской. Пепел встревает с рассуждением о совести: она нужна только богатым. Под такие разговоры в ночлежку входит Наташа, зазноба Пепла, и новый постоялец странник Лука, старик с котомкой и без паспорта. Человек он приветливый, с любопытством присматривается ко всем.

Пепел затевает разговор о том, как скучно на свете жить. Лука поддакивает, что вот и Насте жить, видимо, скучно, раз плачет над выдуманными историями из книг. В ночлежку врывается пьяный Алешка с гармонией. Парню обидно, что его, хорошего человека, никто не ценит. Василиса гонит его прочь за злой язык: на днях он убеждал, что Васька Пепел ее бросит. Перемена настроения касается и Насти, она хочет напиться из-за своей беспросветной жизни. Бубнов считает, что «все люди на земле – лишние», но делать нечего, надо жить.

Появляется Медведев, и в который раз зовет Квашню венчаться (к финалу пьесы это произойдет). Она отвечает, что досыта нахлебалась с предыдущим мужем-драчуном. Медведев вынужден отвлечься на потасовку: ревнивая Василиса напала на Наташу.

Акт второй

Жильцы играют в карты да шашки. Сердобольный Лука примостился возле кровати Анны, горюющей, что не было у нее в жизни радости. Да и муж то и дело поколачивал. Лука просит ее еще немного потерпеть, отдых только после смерти будет. Актер берется читать стихи, но память у него уже не та. Лука сочувствует и ему: пьянство побороть можно, стоит только захотеть. Уже и лечебницы бесплатные для таких горемык есть. Актер тронут его участием.

Мимоходом Бубнов упоминает свой путь в ночлежку: взялась жена его обманывать с работником. Хотели его со свету сжить. Вначале Бубнов решил убить изменницу, а после одумался, да и ушел. Жаль, хозяйкой мастерской значилась жена. Теперь он осваивает шитье шапок, да не сильно ладится это дело.

Приходит Пепел и интересуется состоянием Наташи. Медведев требует, чтоб он не совал нос в отношения сестер. В отместку вор угрожает сдать Костылева с женой как наводчиков и скупщиков краденого. Лука советует Пеплу оставить ночлежку и податься в Сибирь: человек он молодой, мог бы жить честным трудом. Пепел удивляется, сколь сильна в старике вера, что есть на свете хорошие места и люди, способные исправиться. Он выпытывает у Луки, есть ли Бог. Тот отвечает: «Коли веришь – есть; не веришь – нет».

В разговор вмешивается Василиса – и получает отпор от Пепла. Он порывает с ней отношения: «В женщине – душа должна быть… Мы – звери». Василиса открыто просит его освободить от постылого мужа. Взамен она даст ему и денег, и Наташу отпустит. Но Пепел знает, что за убийство окажется на каторге. А в выигрыше будет одна Василиса. К ним подкрадывается Костылев, бранит и жену, и Ваську. Утихомиривает всех Лука. Он же первый замечает, что Анна скончалась.

Обитатели ночлежки собираются вокруг покойницы. Актер поглощен надеждой вылечиться, вернуть себе имя, и начать другую жизнь. Наташа сетует, что об умершей никто слова доброго не сказал. Лука возражает, что и «живых – не жалеем». У Клеща средств на погребение нет.

Акт третий

Постояльцы беседуют на заднем дворе ночлежки, пустыре. Настя излагает свою историю любви с французом, и сама в нее верит. Барон высмеивает ее. Наташа поддерживает Настю: она тоже мечтает о хорошем, несбыточном. Ей кажется, что всем людям живется несладко. Клещ ожесточен, ему обиднее всего, что у некоторых людей есть все, а у других – ничего. И безысходную правду о себе он знать не хочет, и надеяться не на что, и работы нет для него. Вступается за Настю и Лука. Наташа называет его добрым дедушкой. Он отвечает, что «жалеть людей надо». Как всех жалел Христос. Он добавляет, что скоро уйдет из ночлежки.

Пепел зовет с собой Наташу в новую жизнь, хотя бы и в Сибирь, жить и работать. Он боится ему поверить. Приходит Костылев и с неприязнью выспрашивает у Луки, куда собрался и зачем. Слово за слово, и Костылев гонит его из ночлежки, как какого-нибудь беглого каторжника.

Актер не пьет и по-прежнему горит идеей ехать в город, где его могут излечить от тяги к выпивке. Сатин считает это пустой затеей. Выясняется, как он попал на это «дно»: вступился за честь сестры, убил негодяя. После тюрьмы остался не у дел. Из квартиры Костылевых слышится крик Наташи: «Убивают!». Она побита, а ноги обварены кипятком. Начинается суматоха, общая драка. Вбегает Пепел, видит, в каком состоянии Наташа, и с ходу бьет Костылева. Тот умирает. Василиса указывает на Пепла как на убийцу. Наташа не доверяет уже никому, думает, что сестра с Пеплом задумали убить и Костылева, и ее. Зовут полицейских.

Акт четвертый

Герои все в том же подвале ночлежки. Только Луки среди них нет: он ушел в этой неразберихе. Настя и сама не прочь уйти, куда глаза глядят. Ей в спутники с насмешкой прочат Актера. Затевается спор о правде и лжи. И Клещ и, неожиданно, Сатин спорят с Бароном, назвавшим Луку шарлатаном. Они убеждены, что старик если и «врал», то лишь из жалости, чтобы подарить людям надежду. И потому надо уважать каждого человека, особенно ребятишек – среди них всегда найдутся те, кто родился на счастье, пользу не только себе, но и другим.

Барон вспоминает былую славу своего рода. Настя нарочно зовет его выдумщиком, совсем как он ее. Она же рассказывает всем, что Наташа из больницы ушла и больше ее никто не видел. Пепел и Василиса под следствием. Сатин утверждает, что Ваське большого срока не дадут, а Василиса и сама вывернется.

Сатин увлеченно рассуждает о том, что человек – «это звучит гордо». Барон сомневается в этом, оглядываясь на прожитые годы. Актер соскакивает с печки, отчего-то просит помолиться о нем, и выбегает из подвала. Все шутят, потом затягивают песню. В этот момент в дверях показывается Барон. Он и объявляет всем, что там, на пустыре, повесился Актер. Во внезапной тишине Сатин произносит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Читательский дневник по пьесе «На дне» Горького

Сюжет

В ночлежке Костылевых сошлась разношерстная публика. Здесь и опустившийся Барон со своей сожительницей Настей, и рабочий Клещ с чахоточной женой (позднее она умрет), вор Пепел, пьющий Актер, бывший скорняк Бубнов, жулик Сатин. Каждый из них обижен на судьбу. К ним присоединяется старый странник Лука и предлагает им не просто честно, но и с надеждой взглянуть на свою жизнь. Попытаться выстоять в тяжелых обстоятельствах, жалеть друг друга.

В квартире интрига: Василиса Костылева влюблена в Пепла и видит в нем исполнителя убийства мужа. Сам вор неравнодушен к ее младшей сестре Наташе. Лука вдохновляет Актера и Пепла на перемены. Первый мечтает излечиться от тяги к алкоголю, второй – начать трудиться честно вместе с Наташей. Однажды Костылевы в очередной раз лупят Наташу, даже ошпаривают ей ноги кипятком. Пепел вступается за девушку. Не рассчитав удара, он убивает Костылева. Забирают их вместе с Василисой, как организатора и исполнителя. Лука в толчее потихоньку уходит. В финале все по-прежнему в ночлежке, беседуют, поют. Актер внезапно выскакивает за дверь. После узнают, что он «удавился».

Отзыв

Социально-философская драма. «Дно» нравственное, духовное, социальное. Тема предназначения человека, поиска смысла жизни, лжи и правды, лжи во спасение, утешения. Ожесточение разрушает личность человека. Павший духом человек не в силах изменить свою жизнь.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Максим Горький — На дне на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.