Антон Чехов — Попрыгунья:
Краткое содержание

Очаровательная 22-летняя Ольга Ивановна, дочка врача, вышла замуж за «обыкновенного и ничем не замечательного человека», тоже доктора. Сама она – творческая личность: немножко музицирует, поет, рисует, лепит. Ее друзья – сплошь из мира искусства, восходящие звезды. Женщин среди них нет – Ольга Ивановна привыкла блистать талантами одна.

Она все время в поиске новых лиц, знакомств, впечатлений. В доме уже в медовый месяц не протолкнуться: чтецы, певцы и музыканты целуют милой хозяйке руки, уверяют, что «из нее, быть может, выйдет толк». Особенно старается 25-летний белокурый художник Рябовский. Тот самый, чью последнюю картину купили за 500 рублей. Вся артистическая компания едва вспоминает о существовании какого-то мужа Ольги Ивановны. Известен он только тем, что выносит гостям закуски.

Сама Ольга Ивановна всем объясняет, как оказалась женой неинтересного человека. Все просто: судьба свела их у постели ее больного «бедняжки-отца». Дымов провел возле коллеги немало бессонных ночей. И влюбился в хорошенькую Ольгу.

Так она «стала супругой». И оценила мужа за честность и что-то «медвежье» в кротком, простодушном профиле. Осипу Степанычу Дымову 31 год, он высок и широк в плечах. По чину – скромный титулярный советник, служит в двух больницах. В одну его взяли сверх штата ординатором (вести прием), во вторую – прозектором (вскрывать трупы).

С утра до полудня он на службе, а после принимает частных пациентов, чтобы хоть как-то подзаработать. Но удается не больше 500 рублей в год. Как всегда, выручала выдумка Ольги Ивановны. Так в комнатах возникли драпировки, предметы народного быта, кучи картин всех размеров – ее авторства и дареных. Славилась затейница и нарядами – не столь роскошными, сколь оригинальными.

День новоиспеченной супруги начинался часов в одиннадцать. Она садилась к роялю, потом немножко рисовала, ехала к портнихе, обедала с мужем. На вечер был театр. Уставшая, около полуночи, она возвращалась домой.

Дымов, лишний, незначительный, без тяги к искусству, лишь время от времени давал о себе знать. Раз подхватил в больнице какую-то заразу, потом порезался при вскрытии. И будто извинялся за свою невезучесть перед «мамой» (так он звал свою женушку).

С теплом ее потянуло на природу, на дачу. Возвращаться Ольге Ивановне не хотелось. И через пару недель заскучавший Дымов вырвался к ней. Голодный и уставший, он мечтал с ней отужинать. Но Ольга Ивановна отослала своего «дусю» в город: на завтра была намечена свадьба какого-то телеграфиста, и ей понадобилось платье.

В июле Ольга Ивановна, в группе художников, отправилась пароходом по Волге. Она прилежно писала этюды, перенимала мастерство томного Рябовского, мечтала о собственном великом будущем, об имени своем, запечатленном в веках. Особым восторгом наполняло ее душу присутстствие гения Рябовского.

Однажды ночью он признался ей в безумной любви. Готов был покончить с собой, с искусством, если она его отвергнет. И Ольга Ивановна не отвергла. Ее немножко коробила мысль о муже, но, в конце концов: «Что Дымов? Какое ей дело до Дымова?» Так она стала любовницей. Рябовский, как все творческие люди, отличался перепадом настроений. Сентябрь только начался – а Ольгу Ивановну потянуло домой, в уют комнат, к любимым безделушкам.

При виде Дымова ей захотелось во всем признаться, повиниться, но она справилась с необдуманным порывом. А вскоре ее связь с художником возобновилась. Зимой Дымов обо всем догадался. И ему стало неловко за жену. Теперь он засиживался в кабинете допоздна, а уходил засветло. И, видно, чтобы не мешать, спал отдельно от Ольги Ивановны.

Оставалось что-то решить с обедом, который неизменно проходил дома. И Дымов стал приводить к столу маленького доктора Коростелева. Ольге Ивановне было не до мелочей: в мыслях она бросала Рябовского, а на деле – летела к нему в мастерскую. Слава его росла, и ей хотелось быть музой гения.

Однажды сияющий муж во фраке объявил ей, что защитил диссертацию. Теперь ему наверняка доверят «приват-доцентуру по общей патологии». Он будто предлагал жене начать все с чистого листа. Но для Ольги Ивановны новость была неинтересной. Ее ждали в театре.

Наконец, наступил день, когда Ольга Ивановна узнала, что у Рябовского есть другая женщина. Весь день она провела на ногах, посетила кучу мест, решила назло уехать с Дымовым к морю. А дома муж ей сообщил, что заразился дифтеритом. И запретил входить к нему. Впервые Ольге Ивановне стало страшно. Сама себе она была противна. А Дымова жалела.

Оповещенный Коростелев привел с собой коллег. Именитый Шрек намекнул, что дело зашло слишком далеко. Как оказалось, Дымов лично «у мальчика высасывал дифтерийные пленки». Ольга Ивановна притихла, словно забыла о себе. Боялась, что Коростелев при всех объявит ее, а не инфекцию, главной «злодейкой».

Когда надежды уже не было, огорченный Коростелев заговорил. И Ольга Ивановна услышала, что смерть Дымова будет «потерей для науки». Что ее муж – великий человек, редкий ученый, которому предрекали блестящее будущее. Но наукой ему было заниматься недосуг: счета Ольги Ивановны за «подлые тряпки» требовали оплаты.

И Ольга Ивановна прозрела. Она поняла, что проглядела, «прозевала» настоящую будущую знаменитость. Тщетно она звала его по имени. В соседней комнате уже шли приготовления к погребению. Коростелев распорядился позвать церковных богаделок, чтобы обмыть и обрядить остывшее тело.

Читательский дневник по рассказу «Попрыгунья» Чехова

Сюжет

Ольга Ивановна замужем за молодым доктором Дымовым. Он кажется ей и ее друзьям-артистам человеком хорошим, но скучным, простым, бесталанным. Увлеченная искусством, она с художниками путешествует на пароходе по Волге. И там изменяет мужу с пейзажистом Рябовским. Все вокруг, и даже Дымов, узнают о ее романе.

Брошенная Рябовским, она узнает, что муж подхватил в больнице от ребенка дифтерит. Впервые она боится за него и за себя. Врачи ей сообщают, что мужу прочили блестящую карьеру в медицине. Между тем, он в ущерб науке искал подработки, чтобы порадовать жену лишним рублем. Дымов умирает, а Ольга Ивановна понимает, что упустила и главную знаменитость в своей жизни, и просто любящего человека.

Отзыв

«Говорящее» название рассказа. Противопоставление мира мишуры и подлинного таланта. Тема искусства и его места в жизни. Любовный треугольник, разрушение семьи, утрата супружеской любви, доверия, смерти.

Тема эгоизма, тщеславия, легкомыслия, лести, нравственного выбора, «разбитого корыта», у которого осталась героиня. Служение науке и людям как контраст «служению» знаменитостям. Раскрытие тайников одной женской души. Ошибка, которую уже невозможно исправить. Необходимость ценить тех, кто рядом, трезво относиться к собственным способностям.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Антон Чехов — Попрыгунья на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.