А. де Сент-Экзюпери — Маленький принц:
Краткое содержание

В шесть лет мальчик прочел книжку о джунглях. В ней была картинка, где удав заглатывает хищника. Впечатлившись, мальчик нарисовал свою первую в жизни картинку. На ней удав проглотил целого слона. Взрослые вертели ее в руках и все в один голос твердили, что им вовсе не страшно. Потому что в шляпе нет ничего страшного. Пришлось рисовать для них змею изнутри, со слоном в ее извивающемся теле. Тогда ему посоветовали лучше приналечь на географию, математику, историю с правописанием. Так он не стал художником. Взрослым все надо объяснять, но не у каждого ребенка есть на это терпение.

Мальчик вырос и стал летчиком. Он жил среди серьезных и очень взрослых людей. Тем, кто взрослым казался только на вид, он с надеждой показывал свой рисунок. Но все видели там шляпу. С ними можно было говорить лишь о политике и спорте, а хотелось говорить по душам.

Шесть лет назад он приземлился в Сахаре: забарахлил мотор самолета. Чинить больше недели было нельзя: воды мало. Утром его разбудил тоненький мальчишеский голос. Он просил нарисовать барашка. Летчик развел руками, он мог лишь повторить своего удава. Малыш мигом признал змею и слона в ней, но просил себе барашка. Наконец, ему понравился вариант с ящиком, где сидел нужный барашек.
Так летчик обрел друга. Малыш любил спрашивать, но не отвечать. Он был родом с маленькой планетки величиной с дом. Ее название «астероид В-612», но оно, конечно, для взрослых. Маленький принц думал, что летчик сердцем такой же, как он. Но жизнь среди взрослых даром летчику не прошла.

Маленький принц усердно ухаживал за своей планетой: чистил целых три вулкана (один, правда, потухший), и выдергивал ростки баобабов. Если дать им волю, они, чего доброго, разорвут своими мощными корнями всю планету. Совсем как на одной планете, где жил лентяй. Однажды он не выполол всего лишь три кустика баобабов… дальше можно не продолжать. Все дети должны знать, как опасны баобабы!

Любимым развлечением малыша был закат. На своей планете он как-то любовался им целых сорок три раза. Надо просто чуть двигать стул вслед за уходящим солнцем. Впрочем, одному созерцать закат довольно-таки грустно.

На пятый день летчик узнал еще один секрет Маленького принца. Он любил цветок. Такого не было больше нигде во Вселенной. Но как быть с барашком из ящика? Отпугнут ли его шипы или нет? Достаточно ли он понятлив, чтобы не съесть цветок ненароком? Летчик слушал эти пустяки и сердился. А мотор все не заводился. И тогда малыш разрыдался. Ведь в цветке заключалось все его счастье.

Появился цветок из ниоткуда. И оказался красивой гордячкой. Планетка пришлась ей не по вкусу. Малыш вконец расстроился от ее капризов. Теперь-то он понял, что главное сокрыто в сердце, а не словах. Ему не стоило покидать планету и свой цветок. Ведь на прощанье, совсем другим тоном, цветок признался, что любит его.

Малыш наведался в гости к обитателям шести астероидов. На первом жил король без подданных. Некому было сказать ему: «Ваше Величество». Там малыш мог бы стать настоящим министром, но это было так скучно, что он поспешил дальше. «На второй планете жил честолюбец». Тоже изрядно странный взрослый, который только и знал, что требовать себе восхищения. На третьей жил горький пьяница, который и сам не понимал, отчего не прекратит пить. На четвертой он отвлек от подсчетов делового человека. Он воображал, что владеет всеми сосчитанными звездами. Хотя какой толк был звездам от его подсчетов?

Больше всего ему понравился фонарщик. Он зажигал и гасил фонарь каждую минуту – настолько быстро на его крохотной планете ночь сменялась днем. Это было, по крайней мере, красиво. И закаты шли один за другим. Кажется, из фонарщика вышел бы хороший друг. На шестой планете жил старый географ. Сам он не сходил с места, а лишь записывал чужие рассказы. Но не обо всем. Например, не про цветок. Он ведь не вечный, как гора. И Маленького принца впервые пронзила жалость к своей «красе и радости».

Именно географ посоветовал ему поглядеть Землю. Взрослых на ней миллиарды. Сколько королей, пьяниц и дельцов! Правда, он попал в пустыню и страдал от одиночества. Впрочем, местная очень ядовитая змея сказала ему странную вещь: «Среди людей тоже одиноко». Она пообещала, что избавит его от тоски по покинутой планете. Она умеет возвращать людей земле.

Планета была не очень приветливой, зато большой. И на ней росли розы. Маленький принц заплакал. Его цветок вовсе не один на всю Вселенную. А его владения – просто крохотные. Его утешил пробегавший мимо Лис – он предложил мальчику свою дружбу. И научил важным вещам: «главного глазами не увидишь» и «ты в ответе за тех, кого приручил». Значит, его роза – все еще особенная, ведь он отдал ей всю душу.

Спустя год принц вернулся к тому месту, где упал на Землю. Его звезда сияет ровно над этим местом. Там-то он и встретил летчика. Но вообще-то он искал золотую змейку. Вода у летчика кончилась, и они вместе пошли к колодцу. Летчик нес мальчика на руках, а потом дал ему вволю напиться. И нарисовал барашку намордник. Летчик знал, что скоро они расстанутся, и ему было больно. Кажется, мальчик его приручил. Малыш сказал, что его уход будет очень похож на смерть, но это неправда: он просто вернется домой, на свою звезду. Летчик починил свою машину и мог тоже вернуться домой.

Мальчик сказал, что теперь звезды станут для летчика особенными: ведь на одной из них живет и смеется друг, Маленький принц. И глядя на них, он тоже начнет смеяться, и на сердце ему станет легче. А разлука неизбежна. Он спешит: ведь у его розы против холодного мира для защиты всего лишь четыре шипа. Змея жалит побледневшего малыша. Наутро его тела уже нет на песке.

Летчик прилетел своим самолетом к людям. Рассказывать о мальчике он никому не стал. Только думал иногда: как там малыш, его роза, и впору ли барашку намордник. Если нет, чего доброго, он съест цветок – и тогда звезды станут плакать, а не смеяться. Мало кто из взрослых поймет, как это важно.

Читательский дневник по повести-сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Сюжет

Летчик терпит крушение в пустыне Сахара. Он обретает там друга – Маленького принца. Он просит летчика нарисовать ему барашка. Надо сказать, что взрослые отучили летчика рисовать еще в возрасте шести лет. Они упорно видели шляпу на картинке, где вообще-то был всамделишный удав, проглотивший слона. Малыш узнал удава на картинке и поблагодарил за барашка в ящичке. Его планета очень мала. Он в одиночку ухаживает за ней. И лелеет один прекрасный цветок. Но цветок не отвечал на его дружбу до тех пор, пока мальчик не вздумал покинуть астероид. Тогда цветок признался, что сильно любит малыша.

Мальчик посетил несколько астероидов, всюду жили скучные взрослые: король без королевства, одинокий честолюбец, пьяница, забывший все на свете, делец, фонарщик, географ. Седьмым пунктом назначения и стала Земля. Мальчик подружился здесь с мудрым Лисом, с ядовитой змеей, обещавшей помочь ему вернуться к звездам, и с летчиком. Он понял, слова ничего не значат, «зорко только сердце». И что он – хранитель своей хрупкой розы. И через год захотел вернуться. Змея действительно помогла: она ужалила его. Наутро мальчик исчез. Пилот починил самолет и вернулся домой. Он часто смотрел на звезды, где живет и смеется малыш, растет прекрасная роза, и сидит в наморднике барашек. Потому что без намордника никак: вдруг он съест цветок? И тогда малыш, и звезды вместе с ним, заплачут. А этого нельзя допустить.

Отзыв

Аллегория, притча о путях человеческой жизни и сердца. Тема одиночества в толпе, прощения, дружбы, любви. Ценность простых моментов, которые люди часто не замечают. Контраст между суетой и вечностью. Мир глазами ребенка – и не важно, вырос он уже или еще нет. Забота о родном доме, планете, о тех, кого «приручил», кого научил себе доверять. Хрупкость внутреннего мира человека. Искоренение в себе дурных качеств. Трагедия разобщенности. Поиск смысла жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравился пересказ? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание А. де Сент-Экзюпери — Маленький принц на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.