Софокл – Царь Эдип:
Краткое содержание

Пролог

Фивы охвачены чумой и голодом. Царь Эдип отправил Креонта, брата своей жены Иокасты (она – вдова прежнего царя) к Дельфийскому оракулу, служителю Аполлона, чтобы узнать, как прекратить бедствие. Жрец Зевса с делегацией юношей тоже умоляет царя спасти город.

От вернувшегося Креонта царь узнает, что кара обрушилась на город из-за того, что не отомщена смерть предыдущего правителя Фив – Лаия. Тот царь погиб от руки неизвестного прохожего, и его убийца не понес наказания. Эдип готов «мстить за родину и бога», восстановить справедливость.

Эписодий первый

Эдип проклинает убийцу Лаия, упрашивает всех, кто знает имя преступника – открыть его. Пособникам убийцы обещано изгнание, не смерть – лишь бы назвали, кто виновен. Убийца – изгой, проклятый, ненавистный богам и людям. Для Эдипа погибший – как родной отец.

Единственная надежда что-то узнать – слепой пророк Тиресий. Но старик отказывается отвечать. Эдип стыдит его. Наконец, Тиресий отвечает: «убийца Лаия – ты сам!» Эдипу такое обвинение кажется абсурдным, а Тиресий – выжившим из ума. Он напоминает, что власть получил без интриг, лишь отгадав загадку коварного губителя Сфинкса.

Тиресий пророчествует: Эдип зрячий, но не лучше слепого. Не знает ни своих родителей, ни с кем живет. Его воцарение – не к добру, и будет проклят он, брат собственных детей, за мать свою. Уходя, Тиресий предвещает Эдипу гибель – как убийце отца и мужу матери.

Эписодий второй

Эдип уверен, что Креонт метит на его место, и в сговоре с Тиресием. Он угрожает родственнику смертью, то отвечает, что власти ему и так хватает, на трон ее он не променяет. Иокаста приходит утихомирить мужа и брата.

Оказывается, в ее судьбе есть несбывшееся пророчество. В тех же Дельфах покойному царю Лаию сказали, что он умрет от руки сына. Тогда царь выбросил маленького сына в горную пустыню. И что же? Он был убит на перекрестке, рукой какого-то незнакомца! Выходит, не всякому пророчеству стоит доверять.

Эдип слушает ее с всевозрастающей тревогой. По всем приметам сходится, что в молодости он был на той дороге, видел Лаия с пятью сопровождающими. Эдипа, царского сына, они грубо сгоняли с дороги. Удар ему нанес погонщик – Эдип ответил тем же. Тогда сам господин из повозки огрел его «двойным стрекалом». Не вытерпев, Эдип «посохом его ударил в лоб». А после расправился с остальными.

Эдип осведомляется: есть ли свидетели гибели Лаия? Выясняется, что да, жив какой-то раб. Увидев Эдипа царем, он запросился жить подальше от города. Взволнованный Эдип лелеет одну надежду: тот раб передал, что Лаия убили разбойники. А он в тот день шел один.

В юности на каком-то пиру пьяный гость сказал Эдипу, сыну коринфского царя Полиба, что он – подкидыш. Но юноша не поверил. И отправился за предсказаньем в Дельфы. И там узнал, что станет убийцей родного отца и мужем собственной матери. Устрашившись чудовищного предсказанья, Эдип решил уйти из семьи, чтобы пророчество не сбылось.

Эписодий третий

В Фивы приходит престарелый вестник из Коринфа. Новости у него две: плохая и хорошая. Во-первых, отец Эдипа скончался от старости и болезней. Во-вторых, народ коринфский хочет Эдипа себе в цари. Но Эдип ни в какую: пока жива мать Меропа – ноги его там не будет. Ведь боги предсказали, что он станет ее мужем!

Иокаста рада: отец Эдипа умер своей смертью. Значит, пророчество было ложным. Но вестник возражает: зря Эдип боялся. Ведь он – найденыш, а не родной сын. Сам вестник взял его, с искалеченными, проколотыми ножками, у пастуха «в долине Киферона», отдал бездетной царственной паре.

Оказывается, свидетель смерти Лаия – и есть тот пастух. Теперь и Иокасте не по себе. Эдип считает, что жене зазорно, что она породнилась неизвестно с кем. Сам он намерен выяснить правду о своем происхождении.

Эписодий четвертый

От старенького пастуха Эдип узнает страшную правду: он сын Лаия. По пророчеству он должен был убить отца. Тогда Лаий велел жене Иокасте отдать ребенка на смерть, в руки раба. Тот пожалел младенца, отдал пастуху. Мальчик вырос, случайно в дороге убил отца, а теперь – женат на матери, отец ее детей.

Иокаста в ужасе вешается, Эдип ослепляет себя. Креонт провозглашается царем. Еще недавно Эдип грозил ему смертью, а теперь умоляет позаботиться о дочках – Антигоне и Исмене. В конце концов, сыновья, мужчины, сами пробьют себе дорогу в жизни, чего не скажешь о девочках. Никто не захочет взять их в жены. Креонт с состраданием относится к уничтоженному горем и позором Эдипу. Бывший царь просится в злополучную «долину Киферона» – туда, где в младенчестве должна была оборваться его жизнь.

В финале звучит итог трагедии: еще недавно Эдип слыл самым удачливым и мудрым человеком в Фивах. В мгновенье ока все переменилось. И каждый смертный человек должен помнить: пока жив, пусть не спешит радоваться удаче. «Не считай мужа счастливым под улыбкой божества».

Читательский дневник по пьесе «Царь Эдип» Софокла

Сюжет

Эдип, сын коринфского царя, царствует в Фивах, женат на Иокасте, отец сыновей и дочерей. Эдипу было предсказано, что он убьет отца и женится на матери. Поэтому он покинул родной Коринф. Фивы он получил за разгадку загадки злого Сфинкса.

Теперь мор косит жителей Фив. Эдип от родственника Креонта узнает, что боги прокляли город за безнаказанное убийство предыдущего царя – Лаия. Эдип просит прорицателя Тиресия назвать убийцу. Тот отвечает, что убил Эдип. Тогда царь в ужасе припоминает, что много лет назад на одной дороге убил какого-то знатного человека со слугами. Те били путника, требуя посторониться. Выжил лишь один очевидец – старый раб.

Раб открывает тайну рождения Эдипа. Оказывается, он сын Лаия и Иокасты. Его судьба была – убить отца и взять в жены мать. Лаий приказал бросить ребенка в горах. Но раб пожалел его, оставил пастуху. Так мальчик попал в Коринф. Выходит, пророчество сбылось. Опозоренная Иокаста сводит счеты с жизнью, Эдип ослепляет себя и уходит из дворца. В один миг, счастливый и могущественный, он стал ничтожным и несчастным.

Отзыв

В основе трагедии – могущество слепой судьбы, рока, ответственности человека за свои поступки – вольные и невольные, и даже за поступки других людей. Тема возмездия за преступление, злой иронии судьбы, цены за ошибку, неведения и правды. В пьесе человек не в силах преодолеть волю богов. В целом положительный, достойный герой вдруг оказывается худшим из преступников. Он сам «казнит» себя. Счастье изменчиво, как и жизнь: сегодня есть, а завтра нет.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Софокл – Царь Эдип на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.