Содержание:
Акт I
Сцена 1
Британия времен легендарного IX века до н.э. В пустом тронном зале граф Кент и граф Глостер обсуждают решение старого короля Лира поделить королевство поровну, по справедливости, между тремя дочками: старшими Гонерильей и Реганой и младшей Корделией. Рядом с Глостером – его незаконнорожденный сын Эдмонд (есть у него и старший, законный сын – Эдгар).
Входят король Лир, Гонерилья с мужем герцогом Альбанским, Регана с мужем герцогом Корнуэльским, Корделия (и чуть позже появляются два претендента на ее руку – король Французский и герцог Бургундский). Зал наполняется приближенными короля.
Король объявляет, что со своих «дряхлых плеч» переложит на молодые «власть, права на землю и правленье». Вот только хочет знать – как сильно дочки его любят. Гонерилья отвечает, что любит отца больше жизни. Регана вторит ей: отец для нее единственная радость. Лиру льстят их слова – он выделяет старшим дочкам достойное наследство.
Корделия, любимица Лира, не любит громких слов. Она говорит отцу, что любит его так, «как долг велит», всем благодарным сердцем. Но в ней хватит любви и для отца, и для будущего мужа.
Оскорбленный Лир больше не считает ее, «черствую», гордую, дочерью. Наследство Корделии он делит между старшими дочками. И собирается у каждой гостить по месяцу. Лишь граф Кент заступается за Корделию. В ответ король требует, чтобы Кент, «низкий раб», в пять дней покинул королевство. Иначе его казнят. Кент прощается с честной Корделией, а старших сестер просит на деле доказать свою преданность отцу.
Герцог Бургундский не хочет брать в жены Корделию без наследства. Зато для короля Французского она – сокровище, лучшая королева для Франции. Корделия прощается с лицемерными сестрами, просит их хорошенько присматривать за отцом.
Старшие сестры под впечатлением от крутого нрава отца. Они боятся, что тоже могут попасть ему под горячую руку. Корделию и Кента им не жаль. Первой в гости отца ждет Гонерилья.
Сцена 2
Эдмонд, незаконный сын графа Глостера, завидует, что его брат Эдгар получит отцовское наследство. Он нарочно читает при отце письмо якобы от Эдгара, где тот мечтает о смерти отца и его деньгах. Глостер верит навету. Эдгар для него «животное», изверг. Исчезла семейная любовь, дружба, мир в народе и верность королю.
Сама природа двумя зловещими затмениями – солнечным и лунным – указала на это. Глостер просит сына вывести Эдгара на чистую воду. Эдмонд рад стараться: он тут же настраивает брата против отца.
Сцена 3
От дворецкого Освальда Гонерилья узнает, что Лир побил ее придворного: тот сделал замечание отцовскому шуту. Она считает, что «старики – как дети», их надо иногда и проучить. И потом – отдал власть, значит, больше не командуй. Она приказывает слугам относиться к отцу попроще, слушать вполуха. Если он взбесится от этого – что ж, пусть едет жить к Регане.
Сцена 4
Верный Кент, переодевшись и изменив манеру общения до неузнаваемости, нанимается слугой к своему старому королю. И первым делом лупит наглого слугу Гонерильи – Освальда. Король доволен: Кент принят на службу. Шут короля в печали: дочки взяли над отцом верх, воспитывают, «яйца курицу учат». Его раздел наследства – поступок дурака. Теперь король – лишь тень от прежнего Лира.
Гонерилья выговаривает отцу: его сотня развязных рыцарей превратила замок «в балаган». Зачем ему теперь такая свита. Нужно разогнать хотя бы половину этих жутких пьяниц. Оскорбленный Лир хочет немедленно ехать к Регане. Он проклинает «выродка» Гонерилью, желает ей неблагодарных детей. Муж Гонерильи считает, что она слишком круто обходится с отцом.
Сцена 5
Король отправляет Кента гонцом с письмом к Регане. Шут уверен, что обе дочки – одинаково кислые яблочки на вкус. Он прямо говорит, что король состарился, а ума не нажил. В ответ Лир просит сил у богов, чтоб не сойти с ума.
Акт II
Сцена 1
Эдмонд убеждает брата бежать от отца, а себя притворно ранит. Глостеру он говорит, что Эдгар хочет его убить из-за наследства. В ответ Глостер объявляет Эдмонда своим наследником, а за Эдгаром высылает погоню.
Между тем, в замке Глостера переполох в связи с внезапным приездом Реганы с мужем. Оказывается, они хотят рассудить ссору сестры с отцом на нейтральной территории. Впрочем, они на стороне Гонерильи, а не Лира. Регана с мужем уверены, что и Эдгар злодей. Оба не хотят видеть старого Лира в своем замке.
Сцена 2
Кент-гонец сталкивается в замке с гонцом Освальдом. Кент знает, что у Освальда письмо от вздорной Гонерильи. Он вновь готов поколотить его, но тут являются Регана с мужем. Кент кажется им наглецом. Они велят заковать его в колодки. Кент понимает, что король и с Реганой «попал из дождя в капель».
За Кента вступается хозяин дома, Глостер: нельзя так поступать со слугою короля. Но его никто не слушает. Кент дает заковать свои ноги. При нем еще одно письмо, более тайное – от Корделии. Она все знает, и готова помочь.
Сцена 3
Гонимый Эдгар находит пристанище в лесном дупле. Бежать ему некуда, всюду ловушки. Остается только прикинуться «Томом из Бедлама» – безумцем, бродягой с грязным лицом и в лохмотьях, побирушкой.
Сцена 4
Лир узнает, что Регана с мужем у Глостера – и едет туда. Первым делом он видит Кента в колодках. Тот объясняет, что сидит в них из-за Освальда, слуги Гонерильи. Потом Лир не верит своим ушам: оказывается, дочка с мужем спят с дороги. Он требует их разбудить.
Наконец, Регана приходит повидаться. Освобождают и Кента. Регана требует, чтобы отец извинился перед Гонерильей и вернулся к ней – там больше места. Лир с издевкой бухается на колени, воображая, что он перед Гонерильей. Потом объясняет, что та вела себя с отцом высокомерно и разогнала половину его людей.
В замок прибывает сама Гонерилья. Ее муж не в ладах с мужем Реганы, но сами сестры отлично спелись. Обе едва не доводят отца до слез или сумасшествия. Оказывается, полсотни рыцарей для него – большая роскошь, а им обуза. Лучше разогнать их всех. Слуги сестер позаботятся об отце, если надо.
Отец с горечью отвечает: «Нищие, и те имеют что-нибудь с избытком. Сведи к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным». Он вспоминает, как обошелся с Корделией, но уверен, что та примет его у себя.
Возмущенный и печальный Лир уходит со своими людьми в ночь и бурю от «злодеек, ведьм». Он обещает отомстить за себя. Дочки просят не впускать отца обратно, если он надумает вернуться.
Акт III
Сцена 1
Сквозь бурю король бредет по степи с одним шутом. Оставшаяся свита отстала, разбрелась. Одного придворного останавливает Кент. Выхода у него нет: приходится делиться со случайным человеком важными государственными тайнами. Он сообщает придворному, что герцог Альбанский и герцог Корнуэльский готовы начать между собой войну. И что во Франции известно, как дочки обходятся со старым Лиром.
Пользуясь обстановкой, французский король уже ведет войска на британские земли. Обо всем этом должна узнать Корделия. Незнакомец под пеленой дождя обещает доставить послание Корделии. Кент вручает ему свое кольцо: Корделии оно знакомо.
Сцена 2
Король Лир призывает громы и молнии на свою седую голову. Буря не знает жалости, как и его дети. Шут периодически предлагает вернуться в замок Глостера. Наконец, Кент находит своего уничтоженного горем короля. Вместе они идут в шалаш неподалеку.
Сцена 3
Глостер в замке не находит себе места. Он, хозяин, вынужден слушаться злых сестер, терпеть вражду их мужей. Кроме того, на страну идет «чужое войско» – и только король сможет возглавить достойную оборону. Глостер идет искать Лира, просит Эдмонда скрыть его отсутствие. Но сын хочет предать отца, выслужиться перед герцогом.
Сцена 4
Короля гнетет не стихия, а душевная буря. Кроме того, ураган сродни тем чувствам, что бушуют в его отцовском сердце. Он входит в шалаш, где прячется Эдгар. Юноша притворяется бедным Томом, безумцем, бесноватым. В полуголом Томе король видит человека без прикрас, бедным двуногим животным. В его речах он слышит мудрости зерно.
Глостер отыскивает своего короля и ведет в свой замок. Лир просит, чтобы Том шел вместе с ним.
Сцена 5
Эдмонд стряпает очередное письмо – теперь уже для герцога Корнуэльского. По нему выходит, что Глостер – французский шпион, предатель. Герцог обещает сделать юношу графом вместо отца.
Сцена 6
Король Лир устраивает импровизированный суд над дочками. Сумасшедший и шут ассистируют ему. Обвиняемая Гонерилья пинками вытолкала отца, а у обвиняемой Реганы – каменное сердце.
Глостер просит Кента увезти старика в Дувр. Дело в том, что в замке против Лира созрел заговор – его могут убить. Спящего короля тайком уносят. Эдгар под личиной безумца ждет часа, когда сможет открыться перед отцом.
Сцена 7
Герцог Корнуэльский, узнав о высадке неприятельского войска, просит Гонерилью и Эдмонда известить об этом герцога Альбанского. Освальд рассказывает всем, что королю бежать помог все тот же Глостер.
Между тем, Глостер возвращается к себе домой – его тут же хватают, Регана выдирает клок из его бороды, а ее муж – оба глаза. Один из слуг ранит герцога. От Реганы слепец слышит, что в предатели его записал сын Эдмонд. Он понимает, что зря видел врага в Эдгаре.
Акт IV
Сцена 1
Глостер бредет в Дувр со старым слугой. Потом себе в поводыри берет полоумного Тома (Эдгара): «в наш век слепцам безумцы вожаки». Он просит Тома отвести его к утесу, чтобы свести счеты с жизнью.
Сцена 2
Освальд опередил Гонерилью, обо всем доложил герцогу Альбанскому. Но герцог не поверил его россказням. Гонерилье досадно, что муж не хочет возглавить войско. Она отсылает Эдмонда к сестре обратно: пусть муж Реганы и доблестный молодой Эдмонд спасут страну. А муж для нее дурак и тряпка.
Он же в ответ готов разорвать эту злобную фурию. Из замка Глостера сообщают, что герцог Корнуэльский мертв: скончался от кровопотери. Герцог Альбанский по нему не горюет, но сострадает обоим старикам – и королю безумному, и Глостеру слепому.
Сцена 3
Французский король на время покидает военный лагерь в Дувре, чтобы завершить важные «государственные дела». Командование передано маршалу Лафару. В лагере находится и Кент. От придворного он узнает, что письмо о сестрах и Лире Корделия получила. Он хочет отвести Лира к ней, но старому королю совестно показаться дочке на глаза.
Сцены 4-5
Оказывается, французский король грозит британцам, в том числе, по просьбе своей жены. Корделия хочет наказать сестер-злодеек. Отца она надеется излечить отдыхом и травами.
Вдова Регана уже помолвлена с интриганом Эдмондом. Она ревнует жениха к сестре. Ей также не дает покоя его отец. Она приказывает Освальду за вознаграждение убить слепца-смутьяна.
Сцены 6-7
Полоумный Том делает вид, что подвел слепого отца к обрыву. Тот прыгает вперед, но остается на земле. Эдгар, уже притворяясь не Томом, а просто прохожим, расспрашивает старика: что за чудо, как он спасся, упав с такой высоты? Глостер уверяется, что сама судьба против его самоубийства.
Вместе они встречают Лира: тот несет бред пополам с разумными мыслями. В эту пору их находит Освальд. Эдгар не дает ему убить отца. Побежденный Освальд умирает. Эдгар отыскивает у него письмо от Гонерильи к Эдмонду: она просит юношу убить ее мужа.
Лир начинает потихоньку приходить в себя. Он, «старый дурень восьмидесяти с лишним лет», узнает Корделию и встает перед ней на колени. Между тем, близится решающая схватка двух армий.
Акт V
Сцены 1-2
Герцог Альбанский все же выступил в поход – не против Корделии и Лира, а французов. Пока он для Эдмонда союзник, потом – злейший враг, который в случае победы помилует старого короля и Корделию. Эдмонд не знает также, какую из влюбленных сестер выбрать. Между тем, переодетый Эдгар подбрасывает герцогу Альбанскому письмо Гонерильи к Эдмонду.
Британцы одерживают верх над французами. Король с дочерью оказываются в плену.
Сцена 3
Эдмонд велит отвести короля и Корделию в темницу. Он задумал предать смерти обоих. Герцог Альбанский не в силах больше молчать: он объявляет Эдмонда государственным преступником, бросает жене ее любовное письмо к Эдмонду. Регане плохо: сестра отравила ее.
Эдмонд защищает свою честь в поединке с собственным, неузнанным поначалу, братом Эдгаром. Эдмонд смертельно ранен. Перед смертью он узнает от Эдгара, что отец все-таки умер: его сердце не выдержало встречи с оклеветанным сыном. Эдмонд просит срочно отменить его приказ инсценировки самоубийства Корделии. Но уже поздно: ее, повешенную, вносит на руках король Лир. От слуги все узнают, что Гонерилья покончила с собой.
Кент еще надеется, что старый король возьмет страну в свои руки, но тщетно: король Лир умирает от горя. Эдгар размышляет у его бездыханного тела о времени и людях: «Все вынес старый, тверд и несгибаем. Мы, юные, того не испытаем». Под звуки похоронного марша все расходятся.
Читательский дневник по трагедии «Король Лир» Шекспира
Сюжет
Британия в легендарные времена. Король Лир за слова любви в свой адрес обещает замужним дочкам Гонерилье, Регане и невесте французского короля Корделии еще при жизни дать власть и земли. Старшие сестры возвеличивают отца, заискивают перед ним, а Корделия говорит, что любит его как дочь – и только. Обиженный Лир ее часть наследства раздает другим дочкам. Корделия уезжает во Францию.
Лир убеждается, что дочки лицемерили: без власти и богатства он для них – всего лишь глупый старик с пьяной свитой. После дочерних ядовитых упреков он вместе со своим шутом в ненастную ночь идет куда глаза глядят.
Узнав о непорядках в королевстве, французы идут на британцев войной. Эдмонд и муж Гонерильи герцог Альбанский возглавляют оборону. Корделию и ее полубезумного отца берут в плен. Эдмонд, незаконный сын графа, уже устранил со своего пути старшего брата Эдгара, потом своего отца Глостера, и метит в мужья и Гонерилье, и Регане.
Но его планы рушат верные королю Лиру люди: граф Кент (он попал в опалу за защиту Корделии, но сделался слугой при короле), Эдгар (он притворялся безумцем, но вернулся восстановить справедливость), старый граф Глостер (за спасение жизни короля он был ослеплен), герцог Альбанский (он узнал об измене жены с Эдмондом). Эдгар в поединке убивает Эдмонда. Но тайный приказ злодея Эдмонда не успевают отменить: Корделия мертва. Это несчастье сводит в могилу старого Лира.
Отзыв
Вечная, вневременная история о мире, потерявшем ценности, людях, потерявших или сохранивших совесть и честь. Буря как символ человеческой трагедии. Тема лицемерия, эгоизма, зависти, цены ошибки, клеветы. Богатство и власть и возносят человека на вершину благополучия, и делают несчастным.
Тема иллюзий – и их утраты, преступления и возмездия за него, судьбы, смысла и меры страдания. Безумие как спасение, убежище, единственная возможность быть собой, говорить правду. Пьеса о смысле жизни, государстве, семье, любви, дружбе. Галерея женских образов – от звериных (сестры) до чистых, возвышенных (Корделия). В испытаниях человек узнает цену себе, другим и самой жизни. Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Сострадание и верность – основа подлинных отношений между людьми.