Ночь. Возле замка Эльсинор сменяется стража. Офицеры Бернардо и Марцелл заступают на пост. С ними Горацио, друг принца Датского Гамлета. Вчера в этот час здесь прошел призрак покойного короля. Горацио убежден, что страже показалось. В этот момент призрак в доспехах идет мимо. Горацио окликает его, но видение хранит молчанье. Юноша счел этот случай дурным знаком для государства. Офицеры расспрашивают его – зачем идут военные приготовления в королевстве. Оказалось, всему виной победа короля в поединке с Фортинбрасом, властителем норвежцев. Победитель по договору получил земли побежденного. Однако наследник убитого короля грозится отобрать потерянные владения. Внезапно призрак возвращается – офицеры безуспешно пытаются его схватить.
Гертруда, королева-вдова, выходит замуж за Клавдия (он брат умершего короля). Они запрещают принцу продолжать учебу в Виттенбергском университете. Гамлет не подает виду, но поражен поспешным браком матери: «о женщины, вам имя вероломство!» Из мрачной задумчивости его выводит визит друга-студента Горацио со стражниками. Они сообщают принцу о неуспокоенном духе его отца. Гамлет подозревает, что отец хочет открыть какую-то ужасную тайну. Следующую ночь он проведет со стражей.
В доме вельможи Полония суета: его сын Лаэрт отбывает на учебу в Париж. Лаэрт наставляет сестру Офелию не отвечать на любовь Гамлета. Ведь он «себе не господин» и «в плену у своего рожденья», его стезя – править. Полоний подтверждает слова сына.
Гамлет узнает от духа своего отца, что тот умер вовсе не от укуса змеи, как всем объявлено. На самом деле Клавдий ему спящему в саду влил в ухо отраву – белену. Призрак требует от сына мести. Только велит не трогать мать. Расставшись с отцом, Гамлет будто не в себе, он что-то задумал. Стражники клянутся молчать об этой встрече.
Идет слух, что Гамлет «спятил». Первой его странности замечает Офелия. Ее отец Полоний уверен, что принц «помешался» от любви, он предъявляет королю любовную записку принца. Гертруда винит потрясение от смерти отца, Клавдий подозревает какой-то подвох. Он просит школьных приятелей Гамлета, Розенкранца и Гильденстерна, выведать причину. Однако принц им не доверяет.
Следом в замке появляется труппа актеров. Гамлет просит их показать перед королем пьесу «Убийство Гонзаго», и берет с них обещание вставить в сюжет текст его собственного сочинения. Оставшись один, принц корит себя за нерешительность. Ведь само «небо сказало: встань и отомсти». Но, может, дьявол принял облик отца и сыграл с ним эту злую шутку? Гамлет произносит монолог «Быть или не быть», принимать ли безропотно удары судьбы. Держаться за эту жизнь человека заставляет лишь «неизвестность после смерти». Он бесцеремонно встречает нарочно подосланную к нему Офелию: пусть отправляется в монастырь. И вообще – «никаких свадеб», довольно «плодить грешников».
Клавдий подозревает неладное: он хочет отослать Гамлета в Англию в связи со сбором дани. А если что – «влиятельного безумца» можно заточить в тюрьме. Между тем, Гамлет просит Горацио, который знает, что он притворяется, хорошенько смотреть за реакцией короля на представленье. Если он дрогнет, как-то выдаст себя, значит, призрак не солгал.
Актеры начинают с пантомимы, где изображают действия коварного Клавдия против брата. Затем начинается пьеса, которую комментирует Гамлет. Когда на сцене убийца уснувшему герцогу Гонзаго льет в ухо яд, Клавдий резко встает и уходит. Теперь он пуще прежнего хочет отправить Гамлета в Англию. Спутниками принца назначены Розенкранц и Гильденстерн. Король чувствует себя проклятым за убийство брата, и едва смеет молиться.
Гамлета зовет мать. Любопытный Полоний таится за ковром, чтобы подслушать их разговор. По дороге Гамлет замечает вставшего на колени удрученного короля. Он мог бы убить его мечом, но не делает этого. Ведь его отец отошел в мир иной врасплох, не покаявшись в грехах. Справедливо, если Клавдия будет ждать та же участь.
В опочивальне матери разговор не клеится. Гамлет замечает чье-то присутствие за ковром. Он думает, что это Клавдий – и закалывает Полония. И обрушивается на мать с обвинительной речью. Среди них появляется призрак отца Гамлета, он вступается за Гертруду. Но она его не видит. Гамлет уходит, унося труп Полония: «Несчастья начались, готовьтесь к новым». Он прячет труп. А после сам король отдает приказ тайно похоронить вельможу.
Король вручает Розенкранцу и Гильденстерну тайное письмо к Британцу. Тот многим обязан ему, поэтому должен выполнить это поручение: убить Гамлета. Тем временем сам Гамлет наблюдает за передвижением норвежских войск и корит себя за мягкотелость в деле мести. Офелию «скорбь об отце свела с ума». В народе идут толки о кончине Полония, а тут еще из Франции вернулся Лаэрт, сын убитого. Однажды он врывается с бунтовщиками в покои короля с требованием рассказать – как умер и за что его отец. Клавдий утихомиривает его гнев обещанием наказать виновного, то есть, Гамлета.
Сам же принц на пути в Англию в горячке боя с морскими разбойниками, очутился на пиратском судне. Оттуда пишет Горацио, что Розенкранц и Гильденстерн продолжили путь без него. Подает весть он и королю. И просит встретить его на датском берегу. Клавдий подначивает Лаэрта убить Гамлета, сразиться с ним на поединке. Ослепленный местью, Лаэрт смазывает острие рапиры ядом для надежности. Вбегает Гертруда: с Офелией несчастный случай, она упала в реку, украшая иву цветами. И утонула.
Гамлет и Горацио наблюдают за работой могильщиков на кладбище. Они роют могилу для Офелии, считают девушку самоубийцей. И извлекают из земли несколько черепов. Гамлет берет в руки череп королевского шута, скомороха: «Бедный Йорик!» И это все, что остается от каждого человека, самого прославленного, в том числе. Показывается похоронная процессия. Лаэрт патетически прыгает в открытую могилу сестры, Гамлет бросается туда же. Лаэрт пытается задушить врага. Король приказывает им разойтись: сейчас неподходящий случай.
Гамлет делится с Горацио новостью: он подменил письмо Клавдия к Британцу. Теперь в нем – просьба убить подателей письма. Выходит, Розенкранц и Гильденстерн умрут. А вот с Лаэртом он хотел бы примириться.
Придворный Озрик излагает Гамлету условия поединка с Лаэртом. Для надежности Клавдий приберегает для Гамлета бокал с отравленным вином. Лаэрт ранит принца. Они меняются рапирами. Когда Гамлет отвечает ему метким ударом – королева пьет за победу сына. Клавдий не подает виду, что в питье яд. Гертруда умирает со словами: «Отравлена!» Тогда Лаэрт, который сам уже при смерти, указывает на короля как зачинщика расправы. Умирающий Гамлет закалывает короля отравленным клинком. Потрясенный Горацио хочет последовать за другом, допить вино из рокового бокала, но Гамлет возражает: «Расскажешь правду обо мне».
К месту трагедии является Фортинбрас с послами. Узнав, в чем дело, он велит оказать Гамлету воинские почести. Именно Фортинбрас займет датский трон.
Читательский дневник по трагедии «Гамлет» Шекспира
Сюжет
В Датском королевстве недавно умер король. Его вдова Гертруда выходит замуж за его брата Клавдия. Ее сын, принц Гамлет, возмущен такой скорой свадьбой. Он также узнает от стражников замка Эльсинор, что по ночам бродит призрак его отца. Гамлет спешит на встречу с ним – тот сообщает, что умер от яда, который влил ему в ухо родной брат Клавдий. Отец взывает к мести. Гамлет принимает на себя вид помешанного и даже рвет отношения с Офелией, в которую был влюблен. Более того, убивает ее отца Полония, приняв его за ненавистного короля. Девушка сходит с ума от горя, а после гибнет в реке. А ее брат Лаэрт становится игрушкой в руках короля. Он требует, чтобы Лаэрт расправился с Гамлетом, виновным в смерти Полония. Это последний план короля избавиться от Гамлета. Другой, с отъездом принца и организацией его убийства в Англии, не оправдался. Все следят за ходом поединка между Лаэртом и Гамлетом. Рапира Лаэрта обмазана ядом. Оба ранят друг друга. Королева отпивает вина из бокала сына и умирает от яда. Его добавил туда загнанный в угол король-убийца. Гамлет успевает поразить его ударом отравленной рапиры. Из живых на месте остается только Горацио, друг принца. Его умирающий Гамлет просит рассказать людям правду об этой истории. Между тем, датский трон достается норвежскому королю.
Отзыв
Трагедия – зеркало эпохи, где Англия стилизована под Данию. Конфликт кровожадной действительности и гуманистических идеалов. Тема нравственного выбора, поиска ответов на вечные вопросы бытия. Кровная месть – как механизм саморазрушения и разрушения. Необходимость оставаться человеком в испытаниях. Выбор между жизнью и смертью. Тема предательства, властолюбия, настоящей и фальшивой дружбы, краха родственных связей. Игра в безумие как попытка сохранить свою личность и независимость. Любовь, принесенная в жертву. Неотвратимость наказания за преступления.