Содержание:
Мальчик Путя, сероглазый, с желтоватым личиком, в тесном костюмчике вместе с 19-летней сестрой едет к соседям Козловым. Его посадили с кучером Степаном. Все уверены, что он любит там сидеть, а он не спорит. Чтоб никого не обижать. Путя знает, что день будет отвратительный. Он все бы отдал: велосипед, пугач, лишь бы остаться дома. Уж лучше играть одному, в «чудесные игры». Село Воскресенское позади. И вот Путя в гостях. Бойкий Володя Козлов – именинник. Он ровесник Пути. Рядом его брат Костя, сестры Бэб и Леля, мальчики Корфы с сестричкой Таней (она нравится Путе), 13-летний Вася Тучков. Детей развлекает воспитатель Яков Семенович. Прихода Пути будто не заметили.
Он попал копьем в мишень, а все уже прыгали на скамейке. Путя мялся рядом. И Таня назвала его «ломакой» (то есть, строит из себя неизвестно что, кривляется). Обидно. «За что? Что я такого сделал?» По считалочке в палочке-стукалочке вышло водить Путе. Но дети упросили водить Якова Семеновича. Таня спряталась с Васей. Путя побрел к веранде. Только он хотел застукалиться, как его обнаружила старушка с собачкой.
Она решила ему помочь, увела прятаться в дом. Путя долго сидел в каком-то закутке. Вышел – и вдруг понял, что о нем забыли. Его не искали. И уехали на пикник. Без взрослых, у костра! Путя чуть не заплакал. Хотел даже бросить свою вещь у пруда (будто утонул) и уйти домой. Но дети были все еще в усадьбе. Они разглядывали совенка. И Вася громко сказал Тане, глядя на Путю: «А вот идет ломака».
Читательский дневник по рассказу «Обида» Набокова
Сюжет
Мальчика Путю привезли на именины Володи Козлова, отправили играть к детям. С ними воспитатель Яков Семенович. Путю никто не замечает, а сам он любит играть в другие, «одинокие чудесные игры». Путе нравится Таня, но для нее он «ломака». Путе обидно. Ведь он ничего плохого не сделал. При игре в прятки о Путе забывают. Ему обидно вдвойне. Но что еще хуже: он слышит, как веселый Вася Тучков при Тане обзывает его ломакой.
Отзыв
В рассказе ребенком распоряжаются. Его мнения никто не спрашивает. Он одинок не потому, что этого хочет. Путя научился играть один. Обычные игры для него скучные, грубые. У него есть свои – чудесные. Мальчик – искренний, добрый, ранимый, застенчивый мечтатель. Он старается быть послушным, чтоб никого не обидеть.
Дети видят, что он другой. И дразнят, обижают. Они думают, что он корчит из себя взрослого, презирает их, и не умеет веселиться. Но Путя просто не похож на них. Этот день для него состоит из обид. Его в упор не видят, не хвалят, не берут в игры, смеются над ним. И главная обидчица – девочка Таня, с которой он хотел подружиться. Рассказ учит быть добрее, внимательнее к людям, дружить, понимать, что все люди разные, а у детей есть свой мир, учит ставить себя на место другого, судить не по внешности.
План рассказа «Обида»
- Путю везут на именины.
- Впереди у мальчика тяжелый день.
- Одиночество Пути.
- Обидчица Таня.
- Игра в прятки.
- Ненайденный, забытый Путя.
- Смех Васи и Тани над Путей.
Вопросы к рассказу «Обида» Набокова
- С кем Путя едет к соседям? (со старшей сестрой).
- Что готов был отдать мальчик – только бы остаться дома? (велосипед, пугач, лук, запас пороха).
- Кто был именинником? (Володя Козлов).
- Как звали девочку, которая нравилась Путе? (Таня).
- Какое прозвище Таня дала Путе? (ломака).
- Что почувствовал Путя, когда услышал прозвище? (обиду).
- Как к герою относился воспитатель Яков Семенович? (не замечал).
- Почему Путя позволил старушке увести себя в дом? (чтобы ее не обижать, быть вежливым).
- В какой игре о мальчике забыли? (палочка-стукалочка, прятки).
- С кем Таня смеялась над Путей? (с Васей Тучковым).