Николай Гоголь — Вечера на хуторе близ Диканьки:
Краткое содержание

Предисловие

Вступление к повестям написано от имени пасечника (пчеловода) по прозвищу Рудый Панько. Зимой по вечерам в Диканьке принято собираться в чьей-нибудь хате: девушки поначалу сидят чинно, прядут и поют, потом шумной толпой вваливаются парубки (парни) со скрипачом – и начинается веселье.

Особенно славятся посиделки у Рудого Панька, но не танцами, а страшными историями. Среди рассказчиков есть такие виртуозные мастера, что пасечник не удержался, записал несколько историй и издал книжку. А всех прочитавших ее ждет в гости – и послушать разных диковин, и отведать пирогов с квасом.

Сорочинская ярмарка

В жаркий летний денек Солопий Черевик вместе с 18-летней дочкой-красавицей Параской (то есть, Прасковьей) и ее мачехой вздорной бабой Хиврей на возу отправились в Сорочинец на ярмарку. Встречные парубки заглядываются на Параску, но ее сердце пленилось огненными черными глазами и словами нарядного статного Грицько. На беду, парень сцепился в перебранке со старой Хиврей.

Уже в торговых рядах «парубок в белой свитке» обнял в толпе смущенную Параску. Ее отец занят мыслями о продаже мешков с пшеницей. Краем уха он слышит чужой разговор: ярмарка раскинулась рядом с проклятым местом, и в сарае уже кто-то видел бесовскую красную свитку (полукафтан, одежда). Черевик отвлекся и приметил влюбленную парочку. Смелый Грицько, да еще сын его приятеля Голопупенко, сразу ему понравился. Выпив, он пообещал выдать дочку за Грицько. Парень пошел присматривать свадебные подарки. Но Хивря заставила мужа взять свое слово обратно. Помочь Грицько добыть невесту вызвался местный цыган, но с одним условием: продать ему волов подешевле. Грицько согласился.

В час, когда Хивря любезничала с поповичем Афанасием Ивановичем, в дом вместе с кумом вернулся муж. Она наскоро спрятала ухажера за досками под потолком. Зашла речь о красной свитке: одного черта выгнали из пекла, и с горя пропил он все, что имел. Его свитка красного цвета была перепродана, всем несла беду, а однажды верующий человек изрубил ее на куски. С тех пор черт ищет обрывки своей свитки и баламутит народ. Словно в доказательство, при этих словах в окошко хаты вдруг сунулась свиная рожа, перепугав всех собравшихся.

На самом деле это был не черт, а цыган с приятелями. Они совершенно заморочили Черевику голову: подбросили кусок якобы той самой красной свитки, обвинили вместе с кумом в воровстве своей же лошадки, а после и вовсе связали и оставили в том самом сарае, где, по слухам, обитал черт. Из беды их вызволил «герой» Грицько. В награду он и получил руку Параски.

Вечер накануне Ивана Купала

Лет сто назад в Диканьке приключилась такая история. Петрусь, работник богатого козака Коржа, полюбил его дочку Пидорку (то есть, Федору). Корж рассвирепел и хотел избить парня. Но его удержал 6-летний сынишка Ивась. Тогда Петруся просто выставили вон из дома. Вскоре повадился в дом Коржа богатый лях (поляк), жених. Помочь горю влюбленных вызвался Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». Он подсказал Петрусю, как разбогатеть: в волшебную летнюю ночь под Ивана Купалу раз в год цветет папоротник. С помощью этого цветка можно отыскать клад. Вот только для того, чтобы его взять, понадобится пролить невинную кровь. Петро, потерявший голову от любви, и цветок сорвал, и связался с ведьмой, и прямо в лесу отсек ножом голову маленькому Ивасю.

После злодейства потерял парубок память. Между тем, золото он и впрямь добыл – и стал мужем Пидорки. Время шло, а Петрусь все мрачнел, все силился вспомнить. Отчаявшаяся жена привела в хату знахарку – ту самую ведьму. Мигом он узнал ее, кинулся, а та взяла да обернулась мертвым Ивасем. Пидорка вне себя от страха выскочила из хаты, а когда вернулась, то нашла вместо мужа горсточку пепла. Сундуки же ломились не от золота, а битых черепков.

Пидорка ушла на богомолье по святым местам. А Басаврюк продолжал манить бедных парубков богатством, желая запятнать их честные руки и самому поживиться проклятыми кладами.

Майская ночь, или утопленница

Сын вдовца, сельского головы Левко мечтает жениться на прекрасной Ганне. Только вот отец его почему-то против. Но Левко дает красавице «слово козацкое», что свадьба будет. Однажды она, печалясь, просит любимого рассказать ей историю старого пустого дома у пруда. Когда-то там жил сотник-вдовец со своей красавицей-дочкой. Он привел в дом молодую жену. Та сразу невзлюбила падчерицу. Оказалась мачеха ведьмой. Хотела она извести падчерицу колдовством и работой – не вышло. Тогда она потребовала изгнать девушку вон – отец так и поступил. Та от горя утопилась и стала предводительницей всех утопленниц. Дождалась она однажды и свою злую мачеху. Схватили ее мертвые девушки, утащили под воду, но и тут извернулась ведьма, приняла вид одной из них. С тех пор «панночка» каждую ночь ищет среди подруг злодейку, чтобы наказать. Одиноких прохожих она также заставляет угадывать, а за ошибку грозит смертью.

Между тем, Левко узнает причину, по которой отец запрещает ему жениться на Ганне. Он сам вздумал, старый черт, взять ее в жены. Отец его важничает с тех пор, как много лет назад сопровождал в Крым саму царицу. Теперь он «под каблуком» у свояченицы (сестры жены), но зарится и на Ганну.

Левко с друзьями решил подшутить над неугомонным отцом. В тулупах шиворот-навыворот, с лицами, измазанными сажей, они поют оскорбительные песни под окнами хаты. Кое-кого из проказников изловили, посадили под замок – и что же, в одном вывороченном тулупе голова с изумлением нашел свояченицу.

Левко задремал у пруда и увидел сон, в котором помог бедной панночке опознать мачеху-ведьму. Тело злодейки отдавало чернотой, а повадки были хищными. Левко указал на нее – и девушки увели ведьму на расправу. Ясноокая панночка передала записку для отца Левко и пообещала, что тот больше не будет препятствовать свадьбе.

Пробудившись, Левко отнес записку отцу. Тот присмирел и выполнил требование грозного комиссара-поручика немедля женить сына на Ганне.

Пропавшая грамота

Как-то деда одного диканьского жителя вельможный гетман отправил с грамотой (посланием) к царице. Для надежности грамоту посланец зашил в шапку. Да вот незадача, загулял он с прохожим запорожцем. После грандиозной попойки в шинке дед «позабыл про путь свой». Много диковинных баек рассказал ему новый знакомый, а в конце вдруг загрустил и признался, что давно продал душу дьяволу. И что ночью ему придется отдать нечистому должок. Деда сморил сон, а утром он хватился – ни запорожца, ни коня, ни шапки с грамотой нет. Горю помог шинкарь. Он подсказал, где в лесу искать черта.

Деду пришлось сыграть в карты с ведьмой. На кону была исчезнувшая шапка. Дважды дед проиграл «в дурня» ведьме, и лишь на третий раз вспомнил, как обвести нечистую силу вокруг пальца. Он тайно осенил карты крестным знамением и выиграл. Ведьма вернула ему шапку. Коня вызволить не удалось: его уже черти съели. Пришлось возвращаться домой на коне сатанинском. Тот несся так, что дед прибыл домой весь в крови. Конь сбросил его аж на крышу хаты. Придя в себя, дед помчался к царице, вручил ей послание. А вот хату освятить забыл. И каждый год в день памятного происшествия его жена вдруг начинает плясать вприсядку – и остановиться не может.

Ночь перед Рождеством

В вечер перед праздником Рождества Христова черт похищает с неба месяц. Он хочет, чтобы богатый козак Чуб не сунулся по темноте в гости к дьякону на кутью (каша с медом). Тогда на него, грозного отца прекрасной Оксаны, обязательно нарвется влюбленный кузнец Вакула. Кузнец же досадил черту тем, что изобразил его в церкви в жалком виде. Но вышло по-другому: и Чуб отправился в гости, и Вакула пришел полюбоваться на свою ненаглядную.

Девушка, избалованная вниманием поклонников, собираясь колядовать, во всеуслышание объявила, что пойдет за Вакулу при одном условии: если тот подарит ей черевички (башмачки), «которые носит царица».

Солоха, мать кузнеца и по совместительству ведьма, в эту ночь без устали принимает ухажеров: черта, сельского голову, дьяка и, наконец, Чуба. Каждый новый гость вспугивает предыдущего, и тот прячется в мешок. Внезапно появляется Вакула и в сердцах выносит мешки на улицу. Только один прихватывает с собой, полегче, с чертом внутри. Он решается просить совета у колдуна Пузатого Пацюка. Тот невозмутимо ест и отвечает, что у него и так есть хвостатый помощник в любом деле. Вакула, перекрестив черта, велит ему мчаться в Петербург.

Во дворце кузнец присоединяется к козакам и попадает на прием к царице. Ей пришлась по душе просьба статного парубка. Одаренный черевичками, он спешит домой. Вся Диканька тем временем обсуждает, что кузнец покончил с собой. Чувствуя свою вину, а главное – любовь к несчастному парубку, Оксана не находит себе места. Когда она видит его живым, то от радости и «без черевиков» готова выйти замуж. Чуб, наконец, дает добро на свадьбу.

Страшная месть

Есаул Горобец женит сына. На свадьбе пирует и названный брат есаула – Данило Бурульбаш с женой-красавицей Катериной. Молодых благословляют иконами – и среди гостей выдает свое присутствие колдун. Он исчез, а люди и еще долго из уст в уста передавали страшные истории о нем. На обратном пути Бурульбаш с женой миновали замок и кладбище, где гнили кости предков проклятого колдуна.

Дома их ждал отец Катерины, угрюмый старик, который ненавидел Данилу. Однажды Катерине приснился собственный отец в виде того самого «урода» со свадьбы. Данило отнесся к словам жены серьезно, последил за тестем и понял, что сон вещий, правдивый. Старик, как исчадье ада, ночами терзал душу дочери, пытаясь заставить ее полюбить себя. Данило заковал изверга в цепи. Но однажды сердце дочери дрогнуло от жалоб старика – и она отпустила его. Едва это произошло, как на село напали ляхи. В неравной схватке Данило был убит. Отец объявился в замке и принялся за старое. Катерину томили сны, где колдун требовал выйти за него замуж, угрожал убить ее маленького сына. И однажды страшный сон сбылся наяву: мать нашла в колыбели своего сына умершим. Женщина сошла с ума от горя. Однажды в хату, где она жила под присмотром, явился странный гость, которому покойный Данило якобы обещал свою жену. Катерина узнает отца, хватает нож – но колдун сильнее, он убивает дочь.

Внезапно свершается чудо: вся даль стала видна как на ладони, и на Карпатах появился всадник-великан с младенцем. Колдун тому тоже был свидетелем, и в исполине с закрытыми глазами узнал того, кто с некоторых пор ему являлся. Старик в страхе бежит к святыням Киева, отыскивает схимника (монаха-праведника) и просит молиться о погибшей душе своей. Но тот отказывается. В ярости колдун убивает и схимника. Чаша терпения переполнилась: всадник на горах открыл очи и грозно посмотрел на колдуна. Тот сразу испустил дух. Всадник сбросил злодея в пропасть. Там его принялись терзать мертвецы.

Прошли годы, и старый бандурист спел людям о причинах, вызвавших к жизни такого неслыханного злодея. Оказывается, в стародавние времена жили два брата-козака Петр и Иван. Ивану посчастливилось поймать самого турецкого пашу и получить щедрую награду. Он поделился с братом, но тот из зависти однажды столкнул Ивана, да не одного, а с маленьким сыном, в горную пропасть. Иван, по милости Бога, сам избрал кару для вероломного брата. Иван проклял его потомков и предрек, что последним в роду брата будет страшный колдун. И именно Иван будет тем великаном, что низвергнет его в пропасть. А Петр будет тем мертвецом, которому суждено в бессильной злобе грызть самого себя.

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Федорович Шпонька, человек смирный и усердный к службе, в чине поручика выходит в отставку, чтобы поселиться в родном хуторке Вытребеньки вместе с тетушкой Василисой Кашпоровной. Она уже немолода, ей нужен помощник по хозяйству. Дорога домой заняла у него 2 недели. Тетушка, все такая же рослая и богатырского сложения (кажется, из-за таких особенностей внешности она и не вышла замуж) к пятидесяти годам и впрямь будто сдала. Оба принялись мирно хозяйствовать в своих владениях. Потом выяснилось, что по бумагам Шпонька – владелец еще одного земельного участка. Дарственную цепко держал в своих руках Григорий Григорьевич Сторченко.

Шпонька заглянул к холостяку Сторченко в гости. Но тот притворился, что ничего о дарственной не знает. Желая отвлечь Шпоньку, Сторченко знакомит его со своими сестрами. Вечер прошел славно и натолкнул расспросившую о нем тетушку совсем на другие мысли. Она размечталась о внуках. Уже вместе они идут к соседям, и тетушка останавливает выбор на Марье Григорьевне. Оробевшему Шпоньке снятся кошмары с участием жены, к которой он не знает, как подойти. Вот она с гусиным лицом, а вот почему-то у него в ухе. Тетушка уже готова отступить от своего плана…

На этом месте история обрывается: жена пасечника Рудого Панька использовала листы концовки при изготовлении пирожков.

Заколдованное место

Однажды в детские годы рассказчика-дьячка произошла такая история. Его отец уехал в Крым продавать табак. С собой он взял трехлетнего сынишку. В доме остались дед, мать рассказчика, и его братья. Дед любил поболтать и выпить с проезжавшими чумаками (обозниками).

В этот раз он так разошелся, что заплясал в огороде. Только странное дело: ноги его каждый раз останавливались возле грядки с огурцами. А после прямо от огурцов он чудесным образом переместился в поле. Пошел домой, и заметил на какой-то могилке огонек свечи. Старик догадался, что так нечистая сила указывает ему место клада. На другой день вновь через огуречную грядку он «провалился» к месту клада. Выкопал котел, отбился от нечистых духов. Но дома обнаружил в котле только мусор и всякую дрянь. Понял дед, что нечистый его дурачит – и огородил загадочную грядку. С тех пор там ничего полезного не росло, зато всходило «черт знает что такое!»

Читательский дневник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя

Сюжет

Восемь историй, собранных для читателей пчеловодом Рудым Паньком. В «Сорочинской ярмарке» находчивый парубок Грицько получает в жены любимую Параску. Вместе с цыганом они «оживляют» для посетителей ярмарки (и прежде всего, для пугливого будущего тестя Солопия Черевика) старое предание о черте, который ищет в торговых рядах свою разодранную на куски красную свитку (род одежды). Грицько «спасает» Черевика и от черта, и от обвинения в краже кобылы, и тогда, несмотря на протесты мачехи, Черевик выдает Параску за парня.

В «Вечере накануне Ивана Купала» история о разлученных отцом девушки влюбленных, бедном Петрусе и богатой Пидорке. Басаврюк-колдун и ведьма толкают Петруся на преступление, убийство мальчика Ивася (братика Пидорки). Петрусь срывает заветный цветок папоротника, получает золото, женится на любимой. Однако вспомнив, что натворил, он пытается убить ведьму. Но в итоге от него самого остается лишь кучка пепла, а от его богатств – только битые черепки.

«Майская ночь, или утопленница»: Левко чудесным образом получает в жены Ганну. Соперником его был собственный отец. Левко помог утопленнице, которую погубила и изгнала мачеха-ведьма. Девушки давно уволокли ведьму на дно, но она приняла схожий с ними облик и затаилась. Левко нашел ее среди девушек – и получил от утопленницы в награду записку для отца с требованием от самого комиссара устроить свадьбу.

«Пропавшая грамота» – история о том, как у деда рассказчика нечистая сила отняла важную грамоту для самой царицы. И он получил ее назад, перекинувшись с ведьмой в картишки. Дед осенил карты крестом – так и выиграл. Грамоту он доставил, но дома с тех пор шалила нечистая сила, побуждая раз в год идти вприсядку его жену.

В истории «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула получает в жены капризную и богатую Оксану, дочку Чуба. Он выполняет ее вздорный приказ: подарить черевички (башмачки), которые сама царица носит. Оседлав черта (ухажера его матери Солохи), парубок добывает в Петербурге черевички.

«Страшная месть»: все началось с истории братьев, один из которых, завидуя, убивает другого, да еще вместе с сыном. С тех пор весь род его проклят и последний в нем – мерзкий колдун. Тот, что домогается любви своей дочки Катерины, губит ее мужа Данилу, а после и маленького сына. А после убивает и ее саму, безумную от горя. В ужасе от собственных преступлений и приближающегося возмездия старик просит молитв святого монаха, но тот не соглашается. Монах становится последней жертвой злодея. В финале он гибнет сам, и низвергается в пропасть Карпат.

В незавершенной повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» робкий племянник, поручик в отставке, хозяйствует вместе с тетей на хуторе. Между тем, по бумагам Шпонька – наследник еще одного надела земли. Только вот бумаги эти – в руках Григория Сторченко, и отдавать он их не желает. Тетушка предлагает брак с одной из его сестер. Но тут уж сплоховал сам Шпонька: жена представляется ему каким-то странным существом, которое наверняка его погубит.

«Заколдованное место»: пляшущего в подпитии героя истории от грядки с огурцами нечистая сила переносила в поле, к месту предполагаемого клада. Он добыл там котел, но не с добром, а всяким сором, зарекся слушать черта, и заметил, что в проклятом месте растет что-то странное и явно несъедобное.

Отзыв

Поэзия народной жизни, национального своеобразия, пленительные картины природы, быт и уклад украинского села. В повестях добро торжествует над злом, влюбленные находят свое счастье: ведь для настоящей любви нет преград.

Соседство мира людей и мира потустороннего, превосходство человека над нечистой силой. Добрый юмор, смешанный с фантастикой, романтикой, выразительный, колоритный язык.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Николай Гоголь — Вечера на хуторе близ Диканьки на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.