Лев Кассиль — Отметки Риммы Лебедевой:
Краткое содержание

Идет война. Римма Лебедева приехала с мамой в Свердловск к тетке. Ее взяли в 3 класс. Тетка идет в школу. Говорит учительнице Анастасии Дмитриевне, что на село девочки немцы «бомбы кидали». Теперь она не сможет нормально учиться. И Римма поверила, что она «почти что на самой войне была». И вообще скоро ее в разведчицы возьмут. Зачем учиться. У ребят отцы на фронте. Все жалеют Римму. Маня Петлина помогает с уроками.

Римма идет с классом в госпиталь к раненым. Дети читают бойцам книги, поют «Светит месяц», «Во поле березонька стояла». Девочки дарят кисеты для табака. Римма тоже. Лейтенант с забинтованной правой рукой говорит, что это не кисет, а рукавица. Он просит покрасневшую Римму написать письмо его дочке, ученице 2 класса Оле. И видит, сколько ошибок она наделала в письме. Его Оля лучше пишет. Маня шепнула ему, откуда приехала Римма. «Бедой и горем долго не хвастаются», – сказал он. Надо молча терпеть – или помочь беде, чтоб ее не стало. Бойцы гибнут на фронте, чтоб ребятишки могли хорошо учиться.

Каждый день из школы Римма идет в палату № 8. Пишет под диктовку письма, ищет на карте города, куда они пойдут. Через 2 месяца с радостью показывает ведомость с оценками. Ни одной тройки! Она просит у него «подпись родителей или лица воспитывающего». Мама в отъезде, тетя ни при чем, а хорошие отметки – его заслуга. У лейтенанта рука давно зажила. И он выводит: «Лейтенант А. Тарасов».

Читательский дневник по рассказу «Отметки Риммы Лебедевой» Кассиля

Сюжет

Римма Лебедева – ученица 3 класса города Свердловска. Раньше она жила в прифронтовом селе. Тетя просит не нагружать ее учебой. Римма плохо учится. В госпитале она с ошибками пишет за раненого письмо домой. Он считает, что беде можно помочь. Лейтенант диктует ей письма, учит. Потом ему на подпись, как «воспитывающему лицу», она приносит свою ведомость без троек. Он вписывает «Тарасов», ведь рука его давно не болит.

Отзыв

Главная мысль: любой беде можно помочь. Жалеть себя не нужно. Нужно просить у людей не жалости, а помощи. И самому стараться. В войну все – как одна семья. В начале рассказа девочка ленится, ищет отговорки, чтобы не учиться. Потом ей стыдно. Ведь она училась хуже маленькой дочки лейтенанта. Римма стала трудиться, учиться. И получила четверки и пятерки.

Она благодарна своему «учителю», поэтому просит расписаться за маму. Если бы не он – она бы не исправилась. Рука лейтенанта зажила, но он хотел помочь девочке, и просил писать письма вместо себя. Рассказ учит серьезно относиться к учебе, борьбе с трудностями, упорству. Учит прислушиваться к добрым советам, браться за ум. Жить настоящим и будущим, а не прошлым. Понимать, что другим тоже тяжело.

План «Отметки Риммы Лебедевой»

  1. Идет война.
  2. Село Риммы под бомбами.
  3. Переезд в Свердловск.
  4. Римма Лебедева – ученица 3 класса.
  5. Двойки и тройки Риммы.
  6. Все жалеют Римму.
  7. Письмо за бойца с кучей ошибок.
  8. Боец – учитель Риммы.
  9. Четверки и пятерки Риммы.
  10. Благодарность девочки бойцу.

Вопросы по рассказу «Отметки Риммы Лебедевой»

  1. С кем приехала в город Римма Лебедева? (с мамой)
  2. Почему все вокруг жалели девочку? (ее село было под бомбежкой)
  3. Как училась Римма в начале рассказа? (плохо)
  4. Куда шли дети после уроков? (в госпиталь)
  5. Какие песни ребята пели бойцам? («Светит месяц», «Во поле березонька»)
  6. Куда был ранен лейтенант из палаты № 8? (в руку)
  7. Имя дочки лейтенанта? (Оля)
  8. Зачем Римма шла к раненому? (учиться русскому языку, географии)
  9. Удалось ли Римме исправить двойки? (да, она стала хорошо учиться)
  10. Кому благодарна девочка за помощь? (лейтенанту Тарасову)
УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Лев Кассиль — Отметки Риммы Лебедевой на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.