Рассказ посвящен учителям. Эпиграф из Гете: «Учатся у тех, кого любят».
Александр берет интервью у Магомеда Агаева, директора школы искусств. Тот рассказывает не о себе, а о любимом учителе музыки, которого он встретил в интернате Дербента. Магомед был тогда учеником 4 класса. Мальчик заглянул в класс, услышав звуки баяна. И испугался слепого старика в черных очках. А тот позвал его в музыкальный кружок. Оказалось, что мальчик способный. «Антонин Карлович учил азам. Служил мне поводырем в мире музыки!» Магомед полюбил эти занятия, учил ноты с голоса учителя. И освоил кларнет. А потом и другие инструменты.
Всех деревенских ребятишек Антонин Карлович учил с одинаковым терпением. Музыка была для аварцев, азербайджанцев, лезгин «вторым языком межнационального общения». Магомеду он открыл красоту и первого языка, русского. Дети, бывало, подшучивали над учителем и его маленьким «поводырем». А Магомед всегда был на его стороне. С ним учитель стал ходить домой. Потом он поручился за подросшего Магомеда – и того приняли в училище. Ведь все музыканты города – его ученики.
А когда Магомед ушел из интерната, учитель попросил парня отвести его в дом престарелых. Неслыханное дело для Кавказа! У Магомеда в семье главные – прадед Хаким и дед Гасан. И ведь есть у учителя-вдовца взрослые, правда, очень занятые дети. Уже выпускник училища, Магомед чуть-чуть не успел порадовать учителя дипломом. Тот умер. На память остался его баян. Прошли годы – и Магомеду так жаль, что у учителя не было достойных похорон. Он просит Александра написать об этом светлом человеке.
Читательский дневник по рассказу «Поводырь» Костюнина
Сюжет
Магомед Агаев, директор школы искусств, в 4 классе интерната встретил мудрого и любящего учителя музыки, старого слепого Антонина Карловича Качмарика. Он стал поводырем в мире музыки для сельского мальчишки. Обучил игре на инструментах, открыл красоту русского языка, помог попасть в училище. А потом ждал его в доме престарелых (взрослые дети забыли об отце). Выпускник Магомед не успел к его похоронам. Спустя годы он просит Александра Костюнина написать о жизни великого педагога.
Отзыв
Быть учителем – это призвание. Сердце настоящего педагога полно любовью, мудростью, терпением, талантом. Учитель помог маленькому ученику найти место в жизни, как поводырь, открыл перед ним прекрасный мир музыки, песни, поэзии. Дружба стала для них сокровищем. Магомед – благодарный ученик. Он помнит добро. И хочет, чтобы о прекрасном учителе узнали другие люди. Автор поднимает тему взрослых детей, забывающих родителей, одиночества, нечуткости детей. Рассказ учит помнить учителей, ценить семью, уважать старших, искать свой путь в жизни, любить свое дело, сопереживать, приносить пользу людям, быть светлым человеком.