Лев Толстой — Война и мир (Эпилог):
Краткое содержание

Содержание:

Часть 1

Глава 1

Прошло 7 лет после событий 1812 года. Автор рассуждает о том, что нельзя судить о пользе и вреде политики задним числом, как это делают историки. Эти годы зовут «реакцией» (политикой против прогресса, свободы), а Александра I реакционером: зря создал Священный Союз, дал Конституцию Польше, поощрял консерваторов. Однако понятие «народного блага» меняется из века в век. Сегодня хвалят, завтра за то же ругают. Александр I действовал, как считал нужным. И Наполеон тоже. В любом случае, одним разумом жизнь не объяснить и не измерить.

Глава 2

Считается, что историю движут «случай» и «гений», что у всего есть конечная цель. К примеру, величие России или Франции. Но этих целей можно было достичь без кровопролития. Значит, смысл мировых событий скрыт. И потому Наполеон и Александр I – просто люди, исполнившие свою миссию.

Глава 3

Начало XIX века отмечено движением масс народов Европы «с запада на восток и потом с востока на запад». «Миллионы случайностей» отдают власть в руки Наполеону. Он разбойник вне закона, но покрыт «славой» до момента своего краха в России, где действует глупо и подло.

Глава 4

После Ватерлоо все убедились в ничтожестве Наполеона. Напротив, Александр I заслуженно обрел звание миротворца всей Европы, но отказался от власти над миром, отдав всю «славу» Богу.

Глава 5

Пьер и Наташа обвенчались весной 1813 года. Вскоре умер отец Наташи, добитый гибелью сына Пети. Долгов после графа осталось в 2 раза больше, чем стоило имение. Его наследник, георгиевский кавалер Николай Ростов покинул Париж и победоносное русское войско, снял квартирку для матери, себя и Сони на Сивцевом Вражке в Москве, пошел служить по гражданской (статской) части. Пьер помог ему с уплатой части долга, но они с Наташей в Петербурге не знали, насколько плохи дела. Ростов все скрывал.

Глава 6

Той зимой княжна Марья Болконская, зная, что Николай ушел с военной службы ради матери, приехала к ним в гости. Ростов встретил ее почти враждебно. Он не хотел, чтоб в нем заподозрили охотника за приданым. При его ответном визите Марья догадалась, от чего страдает эта благородная душа: «он теперь беден, а я богата». Прощаясь, она расплакалась. И Ростов дрогнул. И «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Глава 7

Осень 1814 года, свадьба Николая и Марьи и их переезд вместе с графиней и Соней в Лысые Горы. Он полюбил хозяйствовать, заслужил уважение крестьян. Николай «всеми силами души любил этот наш русский народ». И за 3 года раздал долги. Потом задумал выкупить Отрадное – отцовский дом.

Глава 8

Одна беда: что не так, мог и побить мужика. За это Николаю стыдно перед Марьей и собой. И он прекращает срываться. Его жена недолюбливает Соню. Наташа в беседе с ней заступается за кузину: она хорошая, но осталась пустоцветом. Ее судьба – не иметь своего счастья. И Соня приняла ее. Держится за семью, дом.

Глава 9

5 декабря 1820 года (канун дня св. Николая). В Лысых Горах с детьми (Маша, Лиза, еще одна девочка и сын Петя) гостит Наташа. В день именин Николая за общим столом Безуховы (Пьер прибыл с опозданием), графиня Ростова, однополчанин в отставке Денисов, 15-летний племянник Николенька, Соня и прочие домочадцы. Марья с мужем живут душа в душу. Но теперь, когда она ждет четвертого ребенка (у них уже есть сын Андрюша, Митя и 3-летняя черноглазая любимица отца Наташа), ей кажется, что Николай к ней охладел. Он убеждает ее в обратном. Марья счастлива.

Глава 10

К 1820 году Наташа – «сильная, красивая и плодовитая самка». Она растворилась в муже и детях, и любит круг только самой близкой родни. Она ревнует мужа к другим людям и занятиям, почти бросила петь и следить за собой. И Пьер с удовольствием у нее «под башмаком». Взамен она слушается его во всем. Через 7 лет семейной жизни Пьер «видел себя отраженным в своей жене» – и только с хорошей стороны.

Глава 11

Наташа вся извелась, ожидая мужа к именинам брата. Пьер ездил в Петербург как член какого-то важного общества. Вернувшись, он играет с малышом Петей. Для Николая младенцы «кусок мяса», пока не подрастут.

Глава 12

Николенька, сын Андрея Болконского, боготворит отца и обожает Пьера, его друга – доброго и умного. Гусар дядя Николай для него на втором месте. Вокруг Пьера всегда веселье. Ему рады все – от детей до слуг. Он всегда с подарками. Семейный образ жизни при бережливости Наташи позволял Безуховым хорошо экономить. Матери Наташи в эту пору за 60 лет. Она отжила свое, и живет дальше по привычке. Близкие заботятся о ней.

Глава 13

Всем не терпится узнать столичные новости, но ради старой графини Пьер рассказывает только о ее знакомых ровесниках. После ухода ее и детей он говорит о политике.

Глава 14

Николенька Болконский остается на беседу взрослых. Пьер рассуждает о делах правительства, Библейского общества мистиков, реакционерах Аракчееве, Голицыне, гибели просвещения и коррупции в судах. Император бездействует. Словом, дело идет к перевороту. Нужно тайное общество честных людей. Денисов – тоже завзятый критик правительства, он за бунт. Ростова в России все устраивает, он воин. Николенька в восторге от убеждений Пьера.

Глава 15

Николай обсуждает с женой спор с Пьером. Для него благосостояние семьи важнее политики. А Пьер – просто мечтатель, ребенок. Он упоминает, как был взволнован Николенька. Марье совестно, что этот чувствительный мальчик отошел для нее на второй план после своих детей.

Глава 16

Пьер с Наташей тоже рассуждают о споре. Для него мысли, идеи – важнее быта и прочих дел. А Николай – просто хозяйственник, служака. Наташа спрашивает – одобрил бы Платон Каратаев идеи Пьера по переустройству русского общества. Пьер отвечает, что тот одобрил бы счастье и покой их семейной жизни. В это время Николеньке Болконскому снится сон о славе, которой он непременно добьется в будущем. С помощью дяди Пьера. Отец будет доволен сыном.

Часть 2

Глава 1

Цель истории – «самопознание народов и человечества». Современные историки верят в гений отдельных личностей и высшие цели отдельных (обычно европейских) народов. Раньше был ответ, кто движет историей народов: Бог.

Глава 2

Теперь историки сходятся на том, что вместо Бога мировыми событиями правят «идеи» (философские, религиозные и др.). Но для автора это слишком неопределенная сила, как и воля отдельного владыки или героя.

Глава 3

История «отдельных лиц», деятелей – это ошибка. Мировые события зависят от всех их участников. Для автора несомненно, что Наполеон и ему подобные – только орудия судьбы.

Глава 4

Считается, что «власть», нравственная сила отдельного гения перекраивает мир. Однако в гениях часто нет такой силы. Есть версия, что владыки и герои выражают «волю масс». Но на деле правители преследуют свои интересы, а не народные. Словом, история «монархов и писателей» фальшива. Ею объяснить события в мире нельзя.

Глава 5

«Не допуская божественного участия в делах человечества, мы не можем принимать власть за причину событий».

Глава 6

Только Бог определяет «направление движения человечества», а человек, гений или нет, всего лишь заложник своего времени. Все люди с властью, «приказывающие», обычно не принимают прямого участия в событии. Так войско идет в бой, повинуясь чьему-то приказу.

Глава 7

Что такое власть? И «какая сила производит движение народов»? Власть – это выдвижение в лидеры такого человека, чьи дела и приказы отвечают и настроениям масс, и вечным целям.

Глава 8

Книгопечатание в наше время – орудие невежества. Люди признали себя потомками обезьян. Значит, нет ни души, ни свободной воли, ни разума, а только инстинкты и рефлексы. Однако, в отличие от животных, у людей есть сознание. Есть понятие греха, совести, свободы.

Глава 9

Во всех мелких и мировых событиях видна «мера свободы и необходимости». Кажется, что человек совершенно свободен, а на деле зависим от окружающего мира, времени и причин, толкнувшим его на поступок.

Глава 10

Проявление силы свободы людей «в пространстве, времени и зависимости от причин составляет предмет истории». Что такое свобода вообще – история не знает.

Глава 11

Для исторической науки свободная воля людей – вызов. Ведь из-за нее трудно вычислить законы, по которым движется история мира. Надо признать, что причины мировых событий часто сокрыты от людей. Но закономерности в происходящем все-таки существуют. Их и должны искать историки.

Глава 12

Понятие «необходимости», неизбежности события в истории, казалось бы, разрушает понятие о добре и зле, душе. Тогда под вопросом государство, религия – основы миропорядка. Однако это только на первый взгляд. В сущности, ничего не изменилось с древнейших времен: воля народов, отдельных личностей соединяется для исполнения неведомой, но общечеловеческой цели, причин которой человечество пока не знает.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Лев Толстой — Война и мир (Эпилог) на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.