В 10 главе “Мертвых душ” почтмейстер убеждает чиновников, что Чичиков на самом деле – капитан Копейкин. С Отечественной войны 1812 года он вернулся инвалидом: без правой руки и ноги. От государства выплат никаких, работать не может, отец у него бедный. С обозом доплелся в Петербург. И оробел перед пышностью и богатством столицы. Жить особо не на что, и из трактира капитан с утра пошел на прием к вельможе, генерал-аншефу. Прождал в уголке часа четыре, пока министр проснулся.
Вельможа, «государственный человек», спросил, что надо Копейкину. Рассказал тот, что «кровь проливал» (за Отечество), и хочет пенсион. Генерал объяснил, что пенсиями ведает император, а он с армией еще в Париже. В общем, велел зайти на днях. Копейкин и зашел. Потом его пускать перестали. На пятый раз с кем-то проскользнул. Сказал генералу, что «куска хлеба» нет. Тот посоветовал работать. Не из своего ж кармана пенсию давать. И вообще, раненых много, все ждут. Есть «дела поважнее ваших». Копейкин отказался уходить. Тогда его силком увезли на тройке за казенный счет. А вскоре объявилась в лесах под Рязанью шайка грабителей, где атаманом был Копейкин. Почтмейстеру не верят, ведь у Чичикова руки-ноги на месте.
Читательский дневник «Повесть о капитане Копейкине» Гоголя
Сюжет
Капитан Копейкин с войны 1812 годы пришел без руки и ноги. Жить не на что, подался в столицу за пенсионом. Там узнал от вельможи, генерала, что приказа об инвалидах пока нет. Копейкин приходит еще и еще. Генерал злится, что отвлекают от дел. Нужны деньги – иди работай. Или жди, как другие инвалиды. Капитан отказывается уходить, пока вопрос с пенсией не решится. Тогда его выводят силой, увозят за казенный счет из столицы. Потом этот Копейкин возглавил разбойничью шайку под Рязанью.
Отзыв
Повесть, в которой до сих пор отражается вся Россия. «Государственным людям», чиновникам, бюрократам нет дела до народа. Но капитан Копейкин – «маленький человек», защитник Отечества, инвалид, бедняк, простак, пытается отстаивать свои права. Чужое бездушие толкает его на преступный путь. Чтобы выжить, он становится мстителем, и грабит богачей.
Повесть напоминает, что опора государства, его кормилец и защитник – народ. Власть обязана вникать в нужды и беды простого человека. Повесть учит гуманности, совестливости, отзывчивости, скромности, благодарности, бесстрашию, неравнодушию, честно исполнять свой долг, бороться за свои права, отвечать за свои поступки, уметь ставить себя на место другого, судить о людях по делам, а не словам.