Содержание:
Автор посвящает статью драме А. Островского «Гроза». Островский для него – талант с «глубоким пониманием русской жизни». Автор обрушивается на «правильных», устаревших критиков, которые ругают все «новое и оригинальное». По мнению Добролюбова, критик должен быть объективен. Не судить или фантазировать, а помогать читателю понять героев. А иначе – читатель сам осудит критика.
«Грозу» нельзя втиснуть в строгие рамки правил образцовой драмы. В ней нет явной борьбы «страсти и нравственного долга», нет торжества «долга», а «бесстыжая» Катерина вызывает сострадание. Иному критику многие персонажи кажутся ненужными, язык, на котором они говорят, грубым, а вторая любовная линия (Кудряша и Варвары) – лишней.
На самом деле все эти «несостыковки» не имеют значения, если произведение жизненно, правдиво. Ведь и красота женщины не в стане, как «у Венеры Милосской», а в общем обаятельном впечатлении от ее внешности. В жизни не так, как у критиков: и добродетель не всегда торжествует, и порок не всегда наказывается. Так и в хорошей пьесе.
Пьесы Шекспира – открытия «в области сердца человеческого». Все прочие авторы – только толкователи таких открытий. В их лучших произведениях есть правда жизни, широта взглядов. Таков и Островский. В его пьесах – голоса всего «русского общества». Поэт и критик А. Григорьев подчеркивает народность пьес Островского, однако не называет, в чем эта народность выражается.
Для Добролюбова «произвол, и недостаток сознания прав своей личности» – основные темы книг Островского. Некоторые критики считали, что Островский чуть ли не певец такого произвола, столь свойственного русской натуре. Но на деле писатель всегда протестует против него.
Его типажи, персонажи, «самодуры» не выдуманы, а взяты из жизни. Островский способствует пробуждению личности, прогрессу, подносит каждому человеку зеркало. Писатель не философствует, а требует уважать личность.
Его самодуры – это богачи, опутывающие человека материальной зависимостью. Они считают, что сам Бог на их стороне. Все остальные герои бьются в сетях чужого эгоизма, ищут выхода, причем, любого.
Такова основа лучших пьес Островского – это «пьесы жизни», а не комедии характеров и положений. Писатель не судит своих героев, а дает это право читателю. Более того, его отрицательные персонажи и узнаваемы, и понятны.
В его пьесах окружающая обстановка, мнения толпы властвуют над людьми. Они и толкают на преступления, протест, они же и останавливают в шаге от него. Именно через второстепенных персонажей полнее раскрывается трагедия героини.
«Гроза» – идиллия «темного царства». Жители города живут в сытости в одном из живописных уголков. Ничто в мире не может поколебать их сонное самодовольство и невежество. Разве что странницы вроде Феклуши могут ненадолго разбудить их любопытство.
Характерный пример – служанка в доме Кабановой Глаша. Она и ужасается рассказам Феклуши о заморских странах, и верит не во все. Но она привыкла мыслить «в известных пределах», как все. Ей страшно пойти «наперекор требованиям и убеждениям темной массы». Ни логика, ни ясный ответ на вопрос никому не нужны. В Калинове «кулак остается правым», о чем красноречиво свидетельствует фигура Дикого. Раз он уверен, что Кулигин – разбойник, значит, так и есть. Даже сам Кулигин не знает, что возразить на эту «логику».
Между тем, самодуры в пьесе чувствуют, что их власти приходит конец. «Выросла другая жизнь». И уничтожить ее им не под силу, ведь время, природа и история возьмут верх над любым самодурством. Даже электричество – угроза их покою.
Кабанова, рассуждающая о «последних временах», заботится об одном: чтобы хватило власти на ее век, чтоб ее мир рухнул не раньше, чем она умрет. Для нее «старые порядки» хороши тем, что они старые, привычные. Но консерватизм бывает разным: просвещенным и эгоистическим. Первый способен на уступки, второй нет.
Чем меньше реальной силы у Кабановой и Дикого, тем больше уважения они к себе требуют. Борьбу самодуры ведут не только против людей и явлений, но и самого здравого смысла.
Они цепляются за времена, когда все угождали им, когда жизнь другого человека ставилась ни во грош. Теперь они чувствуют, что само человечество восстает против такой несправедливости. Семья больше не строится на страхе, на покорности старшим. Молодые хотят жить своим умом. Даже Кабанова понимает это.
В «Грозе» отношения «самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий». Однако в пьесе нет ощущения тупика, безнадежности. В ней чувствуется приближение конца «темного царства».
Катерина в пьесе – героиня нового времени. Характер ее порожден современной народной средой. В обществе есть запрос на деятельные, сильные, решительные натуры. Новаторство Островского уже в том, что «цельным русским характером» у него наделена женщина. Именно она, зависимая терпеливица, веками несла на себе гнет самодурства.
Катерина не ищет выгоды, не приспосабливается, не таится – она рвется на свободу из неволи, готовая заплатить за нее любую цену. Ведь ей «нет никакой надежды, никакой отрады». Она не дорожит прозябанием в тени Кабановой и мужа. Она бунтует не ради бунта. Ее характер «созидающий, любящий, идеальный».
Это натура живая, умеющая даже скудными внешними впечатлениями украсить свою внутреннюю жизнь. Не логика или разум управляют ею, но стремление к гармонии, счастью, добру, свету. Впрочем, только в мечтах жить она не согласна. Ее первое желание – поделиться с мужем и новыми родными теплотой, построить с ними добрые отношения. Когда это не удается, она после внутренней борьбы дает себе свободу.
Против «отсталых мнений» она идет с единственным оружием – правом всякого человека на жизнь, счастье, любовь. Катерина готова погибнуть, но не изменить себе. Все против нее: и воспитание, и люди, и собственные представления о добре и зле.
Добролюбов рассуждает о том, что Катерина имела право чувствовать и любить. Ее избранник Борис – человек, как ей кажется, из другой среды, с живым сердцем. Окружающие пытаются опошлить это чувство, но для Катерины оно свято.
Автор статьи размышляет, какой выход из создавшейся ситуации, кроме самоубийства, могла бы найти героиня. В доме Кабановой она могла остаться лишь в одном случае: если бы в нем жизнь стала более человечной. Но это невозможно. Еще один выход – побег с любимым. Но тут уже он сам остужает ее порыв. Проклятая материальная зависимость от самодура вырастает на пути к счастью. По сути, Борис – все тот же Тихон, «только образованный».
Впрочем, автор статьи уверен, что даже гибель героини – это не поражение, а вызов, протест, все тот же побег на свободу. И это приговор темным силам, растлевающим нравственность человека. Кто им поддался – может лишь рыдать и причитать, не смея вырваться. Как это делает муж Катерины Тихон.
Одним словом, всякий внимательный читатель увидит главное своеобразие этой пьесы Островского: ее связь с реальной русской жизнью. Характеры, созданные писателем, знакомы каждому. Можно в них и себя узнать. И присоединиться к высказанному протесту – сердцем и делами.
Читательский дневник по статье «Луч света в темном царстве» Добролюбова
Сюжет
Пьеса «Гроза» Островского для Добролюбова – новое слово в русской драме. Он предостерегает от суда над сюжетом, призывает глядеть глубже преступной любовной линии. Характеры в пьесе живые, взяты из гущи народной жизни. Главная героиня Катерина – тип сильной натуры, которая не в силах хитрить и притворяться. Ее жажда любви и счастья наталкивается на запреты самодуров, живущих по старинке, в невежестве и эгоизме. Смысл жизни других людей самодуры видят в подчинении им. Уважаемые, богатые, они дают себе право карать и миловать. Но само время против них. Они знают, что тьме придет конец.
Катерина – живой русский характер, бросающий вызов темному царству. Она ищет любви, радости. И находит ее не в семье, а в любви запретной. Она готова бежать на свободу – живой или мертвой. В итоге ее самоубийство – еще один протест, обвинение темному царству, убивающему и душу, и стремление человека к новой, осмысленной, деятельной жизни.
Отзыв
Автор статьи пишет о своих современниках и их проблемах. Часть из них общечеловеческие, а часть – принадлежат своему времени. Оттого сейчас многим непонятны и терзания Катерины, и ее самоубийство. Подняты темы совести, суда над собой, любви – несчастной супружеской, счастливой запретной. Островский – новатор, вскрывающий проблемы русской жизни, отношений между людьми, конфликта поколений, прошлого и будущего. Добролюбов – защитник правды и живой, а не искусственной морали, в литературе.