Рассказчик – свидетель репрессий и голода в Крыму в 1921-1922 годах. Стоят прекрасные, солнечные августовские дни, а вокруг «пустыня», пропитанная людской кровью, дома разграблены, голод. Большевики теперь хозяева жизни и смерти. И над всем этим «смеется солнце», отражаясь в глазах мертвецов. У рассказчика нет надежды и веры, будущего. «Надо разучиться думать». Для многих «горсть пшеницы дороже человека». Но рассказчик, ради памяти о счастливом прошлом, не ест курочек и отпустил павлина. Соседская корова Тамарка не может понять: почему ее больше не кормят, не могут понять этого и дети няньки Ляля с Вовой, выживающие со старой барыней. Еще недавно эта няня ждала, что при большевиках сама барыней станет. Столяр Одарюк тоже поначалу большевиком ходил, а теперь его дети побираются.
Где-то есть сказочный Париж, сытый Стамбул, а «здесь люди пожирают детей своих, и животные постигают ужас». Хлеба нет, пища рассказчика – виноградные листья. Профессор-старичок Иван Михайлыч теперь милостыньку просит. Старый доктор Михаил Васильич жену, сына, няню похоронил, живет в «небытии помойном». А когда-то в Лондоне о революции мечтал, а в Крыму сажал сады миндальные. Рассказчик, доктор делятся друг с другом и детьми, чем могут. Рассказчик вспоминает, как ради всеобщего счастья революционеры убили десятки тысяч человек. «Сто двадцать тысяч голов человеческих!» Красноармейцам, как Бабе-Яге, «вшам бунтующим», ворам, ничего и никого не жаль: у них нет Родины.
Кругом идет «жизнь Мертвых». Умирающие с голоду просятся в больницу, а их не берут: голод не болезнь, а докторам самим есть нечего. Так было с Кулешом, верным сторонником Советской власти, обманутым этой самой властью. Рассказчик ужасается, видя мать с мальчиком-«смертенышем». В доме у Прибытков горе: вырастили козла-великана Бубика детям в пищу, а его большевик дядя Андрей украл и съел. Одарюк украл корову Тамарку: его сын объелся мяса и умер. Оба вора были избиты большевиками и скоро скончались. Не успел сгореть вместе с домом доктор, как его нехитрый скарб растаскали. А в сердце рассказчика в эти черные дни возрождается вера в Бога и человечность: ему через татарина прислал поесть забытый друг.
И над всем этим краем всходит и заходит солнце, и поет что-то грустное дрозд среди вырубленных без всяких причин миндальных садов. Быть может, в последний раз для рассказчика.
Читательский дневник по эпопее «Солнце мертвых» Шмелева
Сюжет
Рассказчик вместе со всеми голодает в Крыму начала 1920-х годов, захваченном большевиками. Над «мертвыми» людьми светит веселое солнце. Хлеб стал дороже жизни человека. Ради счастья на земле большевики убивают людей десятками тысяч. У них нет Родины, их бунт – бунт вшей. Рассказчик ест листья, но бережет друзей-курочек. Они гибнут первыми. Делится он и, чем может, с детьми соседей: Лялей, Вовой, Анютой.
Сытый мир забыл о страдающей России. Здесь профессор Иван Михалыч попрошайничает, а доктор Михаил Васильич, похоронив всех близких, питается миндалем своего сада, а потом сжигает дом вместе с собой. Столяр Одарюк и дядя Андрей – сторонники Советской власти, в итоге с голодухи крадут у чужих детей корову и козла, и все равно гибнут. В конце рассказчик и сам, похоже, в последний раз слышит песню дрозда.
Отзыв
Документальная, автобиографическая эпопея от очевидца. Контраст солнца, красоты природы и человеческого страдания. Счастливый Крым стал адом, а солнце над ним светит не живым, а мертвым – телом или душой – людям. Животные – герои наравне с людьми. Для рассказчика они друзья, память. Страдающие дети, старики, женщины – герои этой истории. Есть здесь и те, кто пошел за большевиками, а потом умер с голоду. Обманутый русский народ.
Солнце вместо символа жизни и радости стало символом смерти. Эпопея учит помнить уроки истории, любить Родину, быть сострадательным, совестливым, чутким, человечным в любых обстоятельствах, думать не только о себе, но и других, видеть чужую боль, ценить человеческую жизнь.