Содержание:
Часть 1
Описывается Россия 1850-60-х годов. Главный герой – 35-летний житель Петербурга Борис Павлович Райский. Он пытается заниматься искусством (писать книги, рисовать) и «развивать» людей (особенно красивых женщин). Например, молодую вдову Софью Беловодову.
Богатые тетки Софьи живут заветами старины. Главное – соблюдать приличия. Райский пытается разгадать, что скрывается за внешностью «куклы» Софьи. Для Софьи он как Чацкий из «Горя от ума». В итоге она влюбляется, но не в него.
Уже 10 лет как он в Петербурге, почти не служил, потому что «артист». Ничему толком не учился, не определился в жизни. Сунулся в академию, чтоб стать художником, да скоро заскучал. Любила его одна Наташа, но не так, как в романах (потом она умерла от чахотки).
Он сирота, из родных у него – бабушка Татьяна Марковна Бережкова, хозяйка имения Малиновка на Волге. При ней две внучки – Вера и Марфинька. Бабушка – барыня, но человеколюбивая. Ее друг – Тит Никоныч Ватутин. В молодости они любили друг друга, но родители не дали им пожениться. Малиновка – типичная усадьба времен крепостного права в России.
Часть 2
Райский навещает родных, понимает, что он только рассуждает о гуманности, а бабушка добра на деле. Он анализирует, она – живет. Марфиньке уже 20 лет. Она во всем слушается бабушку. Вера пока в отсутствии, у подруги-попадьи Наташи. Райский планирует дать вольную крестьянам, раздарить все сестрицам. Земля, дом – все ему чуждо. В итоге однажды он чуть не полез с поцелуями к Марфиньке, вовремя опомнился. И запланировал «развить» Веру и Волохова.
В гостях у друга-учителя Козлова Райский впервые видит того самого 27-летнего «разбойника» Марка с дерзким лицом. Он политический (социалист, нигилист). Для Волохова Райский – неудачник. Райский не согласен: у него есть творчество, а у Марка только недовольство.
Марк предлагает пари, что Райский влюбится в 22-летнюю красавицу Веру. Так и выходит. Более того, Райский видит, что ее уже кто-то «развил» до него. Она эмансипированная, независимая, решительная, требует уважения и свободы. У Веры есть еще один поклонник – лесничий Тушин, хороший, надежный человек.
Часть 3
Райский за реформы, а не революцию. Однажды он поставил на место взяточника Тычкова, сдавшего в дурдом племянницу. И бабушка была на его стороне, как и Вера.
Волохов втихаря раздает политические книжки юным гимназистам. Райский нехотя делает вид, что книги его, чтобы замять скандал. Он догадывается, что этот голодранец, бродяга, циник – и есть тот, кого любит Вера.
Часть 4
Вера влюблена, но живет своим умом. Ей непонятно, почему, по словам Марка, «новой свободной женщине» не нужна семья, брак, вера в Бога. Волохову нужен «товарищ», а не жена.
Райский в мыслях превозносит женщин, и упрекает мужчин за разврат. Ну а в итоге сам поддается на ласки жены Козлова, хотя поначалу собирался пристыдить эту изменницу.
После того, как жена Козлова сбежала с французом, Райский и Волохов присматривают за беднягой. В это время Марфинька счастлива со своим женихом, а Вера безуспешно спорит с Марком: если человек – животное, зачем тогда все его благородные цели? Почему он, умный и сильный, новый, не хочет принести пользу обществу? Волохов видит, что и без социализма эта барышня умна, честна, свободна.
Вера пытается расстаться с Марком, но продолжает, заслыша его выстрел, бегать в овраг. В итоге однажды она впервые провела с ним ночь. Райский в курсе и презирает и эту «самку», и ее «либерала».
Часть 5
Вся «любовь» у опозоренной Веры испарилась. Она рассказывает правду Райскому, бабушке, даже Тушину, чтоб все знали, какая она. Райский поражен ее мужеством и покаянием. Веру все прощают. Бабушка даже признается, что в юности у нее случился тот же «грех» с Ватутиным. Вера уверена, что выберется из «обрыва», начнет новую жизнь. Пристыженный Волохов понимает, что все кончено. И собирается к тетке, а потом на Кавказ, на военную службу.
Райский понимает, что прогресс будут двигать не только умные, но и нравственные люди. Он начинает роман «Вера», посвященный женщинам. А потом едет в Италию, чтобы стать скульптором. Прощаясь со своей семьей, которая придает ему сил, роднит его с жизнью, он обещает Вере изваять ее прекрасную статую.
Читательский дневник по роману «Обрыв» Гончарова
Сюжет
Борис Райский (ему 35 лет) бросил службу в Петербурге, чтобы быть артистом (писателем, художником), говорить о «прогрессе», но учиться ничему не хочет. В деревне Малиновке у мудрой, доброй бабушки Татьяны Марковны Бережковой он берется «развивать» ее красивых внучек: 20-летнюю милую Марфиньку и 22-летнюю гордую Веру. Учит свободе от бабушки и правил. Но Марфиньке этого не надо, она счастлива со своим женихом, а Веру на обрыве над Волгой уже «развил» нигилист, социалист, материалист 27-летний Марк Волохов, который живет тут под полицейским надзором и тайком раздает гимназистам запрещенные политические книжки. Райский ревнует.
Вера настаивает, что Волохов может принести много пользы обществу, если вернется к нормальной жизни, они поженятся. Но он не хочет брать на себя обязательств. Для него человек животное, без души, мораль ему смешна. Он провел с влюбленной Верой ночь, думает, что переделает ее. Но она чувствует себя опозоренной и говорит правду бабушке, Райскому, лесничему Тушину, который ее любит. Никто от нее не отвернулся.
Райский начинает ценить семью, доброту, простоту. Новые люди, которые будут двигать прогресс, должны быть нравственными. Бабушка берет в дом его друга бедного учителя Козлова, брошенного женой. Райский решает стать скульптором. А Волохов, пристыженный, планирует вернуться на военную службу и уехать подальше, на Кавказ.
Отзыв
Роман о времени, когда крепостная патриархальная усадебная жить в стране пришла в упадок. Появляются новые люди с прогрессивными взглядами. Среди них – Райский, художник, и Волохов, революционер. На деле время Волоховых (революция) еще не пришло, а у Райского артистическая, но все та же «обломовщина».
Автор считает, что из прошлого надо брать лучшее, быть не только умным, но и моральным. Роман учит ценить время, признавать и исправлять свои ошибки, доверять людям, дорожить любовью, дружбой, семьей, помогать тем, кто нуждается в помощи, быть целеустремленным.