Автор уверяет, что комедия «Горе от ума» Грибоедова – нестареющая, живучая классика. Она сродни крепкому столетнему старику, вокруг которого умирают более молодые собратья, а ему все нипочем.
Поторопились звать бессмертным «Недоросля» Фонвизина – через полвека он обратился в исторический памятник. Пушкин был целой эпохой, стал образцом и источником для других писателей, но Онегиных больше в мире нет, они остались только на бумаге, в литературе. Даже Печорин – и тот принадлежит своему времени, как статуя на могиле.
А комедия «Горе от ума» прошла – и еще пройдет! – сквозь все периоды, эпохи и героев, и до сих пор «живет своею нетленною жизнью». В чем же ее секрет? Литературные критики не знали, как к ней подступиться, а народ растаскал на цитаты. Как и крыловские басни, «пьеса выдержала это испытание».
Одни видят в ней картину нравов того времени, колоритных типажей, другие – меткую сатиру. Действительно, на ее страницах – русская жизнь от Екатерины II до Николая I. Двадцать персонажей стали отражением «прежней Москвы». В ней нет «ни одного лишнего штриха и звука», важны все – от Фамусова до лакея. Только Чацкий многим непонятен: «что он такое?»
Неумирающей комедию делает сатира, «соль языка», сплав прозы и стиха. Пока сплетни, безделье, низкопоклонство будут нормой жизни, до тех пор не умрут в людях черты Фамусовых и Молчалиных.
Главный герой этой комедии жизни Чацкий как личность лучше, умнее Онегина с Печориным. Те бездельники, а он – деятель. Он «положительно умен», честен, то есть, хочет дела, а не болтовни. Те не знали, как убить время, он – учился, читал, переводил, даже с министрами общался. Они порождены веком уходящим, он – наступающим. Словом, готовился к активной, осмысленной жизни. В любви он тоже постоянен. И именно такой человек ни в ком не встретил понимания, уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».
Первый поединок Чацкого – с охладевшей к нему хорошенькой Софьей. Именно любовь – первопричина того самого «мильона терзаний». Второй поединок – с ее отцом Фамусовым. Это «борьба за существование» лагеря Фамусовых и свободного, пылкого бойца, человека нового типа. Его ум и смех разят всех. Фактически никто не может ему здраво возразить. Но после сцены бала Чацкий сдает позиции. Ему не хватает «мощи против соединенного врага».
Ведь против него устои всей пестрой московской публики: выводка княжон, старухи Хлестовой с моськой и арапкой, Горичева, идеального мужа, слуги своей жены. Он «сам не свой», то впадает в пафос, то просто злится. И не видит, «что сам составляет спектакль на бале».
Гончаров уверен, что умственную и нравственную слепоту в Софье воспитала среда, круг ее общения. В самой же девушке есть задатки лучших качеств. Начитавшись романов, она выучилась чувствовать, воображать, но не мыслить. Это роднит ее с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой».
А Софье еще приятна роль покровительницы любимого человека. Даже после разоблачения Молчалина она остается собой. Скорее всего, в итоге выйдет за Скалозуба и все позабудет. Ведь Чацкий навсегда для нее «укоряющий свидетель». Впрочем, читатель всегда относится к этой героине с симпатией, ведь и ей в итоге достался свой «мильон терзаний». И только с ней Чацкий изменяет себе: выпрашивает любовь. Но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения».
Известна оценка Чацкого Пушкиным. Поэт отказал этому герою в уме. Гончаров считает, что из-за сцены ночного свидания Софьи и Молчалина в финале 4-го акта. Он слишком прост и искренен, совсем не похож на опытного сердцееда. И из-за неудачи в личной жизни бросает все, ищет уголок «оскорбленному чувству».
Чацкий – «обличитель лжи», всего отжившего, провозвестник новой зари. Его идеи, мысли в споре с фамусовским обществом позднее, как пожар, охватили всю Россию. Он знает, за что воюет. Его идеал – освобождение от цепей рабства, сковавших общество. Он борец не со «старой правдой», а с ложью.
Победить таким одиночкам не суждено, у них всегда «роль страдательная». Но они подают пример тем, кто идет следом. Ум Чацкого – «луч света в целой пьесе», который заставляет других героев взглянуть на себя и свое положение. Прежде всего, Софью.
Перемены уже начались – и в авангарде их Чацкий. В дальнейшем человек будет волен выбирать: заняться ли наукой или искусством, идти на государственную службу или остаться в стороне, провести жизнь в путешествиях или осесть в деревне. Чацкий – типаж рубежа эпох. Тень Чацкого – в каждом деле, требующем обновления. Оттого образ Чацкого всегда актуален. А значит – актуально и «Горе от ума».
«Две комедии как будто вложены одна в другую»: любовная интрига, перерастающая в битву с общественным злом. И все ее концы связаны сквозным действием. При этом Чацкий – не ходячая идея, а живая личность, которая глубже рамок даже самой комедии.
Наконец, Гончаров напоминает всем, кто ставит эту комедию в театре: дело не в аутентичных костюмах и прическах. Не следует «претендовать на историческую верность». Главное – передать суть, идеалы. Кроме того, важно мастерство в передаче языка произведения. Его художественность, колоритность сродни литературной музыке. Собственно, от игры артистов во многом зависит свежесть восприятия пьесы и ее идей.
Читательский дневник по статье «Мильон терзаний» Гончарова
Сюжет
По мнению автора, комедия жизни «Горе от ума» Грибоедова» – бессмертная классика, а ее главный герой – неумирающий типаж нового, прогрессивного, деятельного человека. В этом секрет ее актуальности, в отличие от того же «Недоросля» Фонвизина или «Евгения Онегина» Пушкина. Не только картина нравов, сатира, разобранная на афоризмы, но и история человека, который старается расшевелить застывшее в цепях безделья и раболепия общество.
Его мечта – жизнь по правде, честный труд ради общей пользы, свобода. Своими силами он не смог «победить» фамусовское общество, но смог бросить ему вызов, подать пример другим. Чацкий не ходячая идея, он живой, страдающий, влюбленный. Безответная любовь к Софье – причина его «мильона терзаний», из-за нее он покидает Москву. Софья – девушка с задатками хороших качеств, но ее сгубило воспитание, среда. Ум Чацкого, этот «луч света целой пьесы», высветил как личные проблемы героев пьесы, так и общественные. В финале автор призывает театральных актеров как можно точнее передавать идеи и язык пьесы, а не колорит ушедшей эпохи.
Отзыв
Гончаров оказался прав: комедия злободневна до сих пор. Чацкий – один из уникальных и вечных «положительных» персонажей русской и мировой жизни. По мысли Гончарова, это тот человек, который и один в поле воин. Критик видит в пьесе огромный потенциал для театральной сцены. Автор следит, как на фоне любовной истории развивается конфликт между правдой и ложью. Чувствуется, что он верит в светлое будущее для всего человечества, в победу разума над невежеством. В статье упомянуты важные для него темы путешествий, открытия мира, родства не по крови, а духу. Автор – за меру во всем, постепенность, в том числе, и в социальной жизни. Статья помогает уяснить сущность комедии, заставляет читателя задуматься о себе и современной жизни.