Гюстав Флобер – Госпожа Бовари:
Краткое содержание

Часть 1

Шарль Бовари, сын бедного фельдшера, детство провел в деревне. Отец его погуливает, выпивает, мать – командирша. Все воспитание его было – чтоб слушался и кушал хорошо. В школе ему нравилось, но учился он средне, друзей не имел.

Он вырос незаметным, скучным, без своего мнения не имеет, не умеющим выразить свои чувства. При этом Шарль простой, чувствительный, преданный. Он почитает мать. По ее приказу стал врачом в Тосте, женился на богатой противной вдове, которую тоже слушается. Врач из него средний.

Однажды он лечит фермера Руо с переломом, а у того есть дочка Эмма. Глаза у нее карие и красивые, щечки розовые, а ноготки – отполированные. Она училась в монастырской школе, рисует, играет на пианино. Наивная, искренняя, фантазерка.

После смерти жены Шарль женился на Эмме (хотя его родители считали, что она ему не ровня, деревенщина) и был впервые счастлив. А Эмма четко видит, что эта «тихая заводь» – совсем не то, что «любовь и страсть» в ее любимых романах. Она натура не «художественная» (глубокая, с принципами), а «сентиментальная» (восторженная). Чужое горе ее мало интересует, только свои мечты. Она хочет чего-то необыкновенного. Речи и мысли мужа кажутся ей «плоскими, как доска». Она не может восхищаться мужчиной, который так похож на серенького деревенского «псаломщика». Она обесценивает его любовь. Он для нее «ничтожество». Его даже коллеги не уважают.

Однажды их пригласили на бал к маркизу в благодарность за лечение. Титулованные гости, изысканное угощенье, танцы вскружили голову Эмме. Она уверена, что настоящие чувства и жизнь – это там, где роскошь, шик, Париж.

Шарль разрешает ей прогнать служанку Настази, хотя с той у него хорошие отношенья, и он лечил ее когда-то. Теперь у барыни Бовари настоящая горничная, девчонка Фелисите. Эмма «все ждала какого-то события». А пока – каждый день одно и то же. Она забросила хозяйство и стала ругать все правильное, добропорядочное, простое.

Часть 2

Шарль перевозит беременную жену с истрепанными нервами в городок побольше, Ионвиль. Местное общество здесь – аптекарь Оме, посредственность и болтун «за прогресс и против попов», который общается с Шарлем, но переманивает у него клиентов, льстивый и жестокий торговец модными товарами Лере, который дает товары и деньги в долг, аббат Бурнизьен – священник, человек простой, который мало интересуется, что у человека на сердце, главное, чтоб иногда в храм ходил.

На постоялом дворе с Эммой разговорился Леон Дюпюи, скромный бедный молодой помощник нотариуса. У них так много общего, Леон говорит красивости, он поклонник музыки и стихов. И у него ухоженные ногти.

У Шарля маловато пациентов, но он счастлив: он отец дочки, ее назвали Берта. Эмме жаль, что у нее не сын. Ведь мальчикам больше свободы в жизни.

Эмма влюбляется в милого Леона. Мужа она возненавидела, а он и не знает. Дочка то умиляет ее, то раздражает. Она мечтает сбежать с Леоном, а он, уверенный, что любит безответно, уезжает в Париж, доучиться и развеяться.

Однажды в их дом помещик-богач Родольф Буланже приводит полечить слугу. И обращает внимание на «хорошенькую» Эмму. Он уверен, что эта бедняжка будет рада стать его любовницей. Они встречаются на сельскохозяйственной выставке (на которой, среди прочего, вручают медальку одной скотнице-труженице, почти рабыне, прослужившей полвека хозяину на ферме).

Буланже бьет на то, что «мораль» – это глупо, скучно. И на прогулке верхом она становится его любовницей. Она бегает к нему на свиданья, его девичьи мечты исполнились. Ей неприятно только, что Родольф нисколько не ревнует ее к мужу. Родольфу скоро надоело играть с ней в «любовь до гроба». Они стали как два супруга.

Эмма понимает, что ошиблась, что «тихое домашнее счастье» не так уж и плохо. Но один случай вновь заставил ее презирать мужа. Сдавшись на уговоры аптекаря, Шарль делает конюху Ипполиту модную операцию на искривленной стопе, чтоб прославиться. В итоге конюх чуть не умер от заражения, его спас другой доктор, но ногу ему отрезали.

Эмма подарила конюху протез. Ей не жалко мужа, а стыдно за него. Она вернулась к Родольфу и тайком залезла в долги, покупая вещи у Лере в подарок любовнику (хотя он и не просит). Когда Эмма потребовала побега с ней и дочкой, он просто бросил ее и удрал из города.

Больше месяца Эмма была в горячке. Муж ухаживал за ней, все потратил на лекарства, занял и у Лере. Эмма раскаялась в своем поведении, стала посещать храм, помогать бедным, заниматься с дочкой. Однажды они едут в театр – а там Леон, уже знающий себе цену, уверенный. Они не виделись 3 года.

Часть 3

Леон уверен, что теперь «жена лекаришки» будет его любовницей. В беседах у них опять много общего. Они строят из себя «разочарованных» в жизни. Ее растрогало, что он помнит все мелочи их прошлого, он для нее чистое «дитя».

У Шарля умирает отец, он горюет вместе с матерью. А у Эммы с Леоном – «настоящий медовый месяц». Она врет мужу, что ездит в город заниматься музыкой. И вновь влезает в долги. Леон горд, что у него такая культурная и обаятельная любовница.

Между тем, Лере требует вернуть долги. Она за полцены продает ему именьице Бовари. Даже Шарль иногда платит по ее счетам.

Эмма становится дерзкой, считает себя свободной, врет на ходу, и порабощает парня все больше. Впрочем, она видит, что «великой любви» от него не дождаться, он мелковат для этого. Между тем, саму Эмму поработил долгами Лере. Она запутывается все больше, распродает свои вещи, торгуется.

Семья стремительно нищает, Шарль заброшен женой, дочка тоже скучает по маме. Для Эммы манящая «запретная любовь» оказалась унизительной, убогой. Леону тоже эта связь надоела. Она мешала его карьере и женитьбе.

Эмма мечтает или умереть, или уехать «далеко», где ее ждет новая жизнь и он, ее настоящий повелитель. Она должна Лере астрономическую сумму – 8 тысяч франков. Такой долг не выплатить вовек. Ее угнетает «моральное превосходство» мужа, его терпение. Загнанная в угол, Эмма мечется по знакомым, плачет, унижается, грозит. Леон отказывается украсть деньги из конторы, чтобы помочь ей. Она выпрашивает у Родольфа – тоже бесполезно. Никто ради нее не способен на поступок, безумство, подвиг, преступленье. Хотя она «ради любви» готова на все. «Жизнь разверзлась перед ней, как пропасть». Все имущество семьи описано по решению суда.

В отчаянии Эмма бросается в аптеку, парнишка Жюстен, тайно ее боготворящий, отворяет ей. Там Эмма горстями принимает мышьяк. Дома она умирает при муже, который глядит на нее с бесконечной, великой любовью. Лучший доктор Ларивьер не смог вырвать ее у смерти. Священник помазывает ее освященным маслом.

Ей немножко жаль себя. Эмма прощается с «добрым мужем», дочкой. Последнее, что она слышит – песенка уличного нищего про гулящую девчонку. Эмма с горечью смеется, вспомнив все.

Шарль хоронит жену как невесту. Смысл жизни для него потерян. Он бросает работу. Только Берта его утешенье. Все окружающие требуют от него вернуть даже мелкие долги жены, например, учительница музыки, за занятия, которых не было.

Он находит письма Эммы к Родольфу, но думает, что она любила того человека романтически. Он даже увиделся с этим человеком – и простил. Шарль пытался понять, чего же Эмме не хватало с ним.

На следующий день Шарлю Бовари стало плохо в саду, и он умер. Берта попала к бабушке, но и та вскоре умерла, потом к нищей тетке. Чтобы выжить, девочка пошла работать на прядильную фабрику. Городок Ионвиль зажил своей обычной жизнью, особенно процветает аптекарь Оме.

Читательский дневник по роману «Госпожа Бовари» Флобера

Сюжет

Молодой врач Шарль Бовари, сын фельдшера, простак и в общем добрый малый, терпеливый, спокойный, преданный, вдовец, женится на романтичной фермерской дочке Эмме Руо. Он счастлив, но для жены он скучное «ничтожество». Не знаменитость, не герой, не красавец, как в романах. И люди вокруг живут серой жизнью, им нужны только деньги. После переезда в городок Ионвиль, у них рождается дочка Берта. Эмме не до дочки, ей нравится молодой помощник нотариуса Леон Дюпюи, но он уезжает учиться в Париж.

Тогда Эмма становится любовницей помещика Родольфа Буланже. Она впервые влезает в долги, берет деньги у торговца Лере на свою тайную жизнь и подарки. Родольф бросает ее, когда она требует бежать с ней и дочкой. Муж ухаживает за заболевшей от потрясения Эммой. Кажется, что она изменилась, успокоилась. Но однажды в театре она встречает Леона, и между ними вспыхивает страсть.

В итоге Эмма промотала все, что было у семьи, оба любовника отказались ей помочь деньгами, и она в отчаянии травится мышьяком. Перед смертью она видит, что муж любит ее, ей горько и жаль, что она искала небывалой любви – и не нашла. Шарль узнал о ее изменах, простил, и тоже вскоре умер от горя, а подросшей Берте пришлось пойти работать на фабрику.

Отзыв

Раньше считалось, что роман о пошлой жизни, мещанском счастье в буржуазном мире, и о попытке бунта против него, как это сделала Эмма. Сегодня можно сказать, что серая, эгоистическая жизнь, мелкие интересы широко распространены и сейчас. Множество людей растрачивают свою жизнь впустую, кто на деньги и комфорт, как аптекарь Оме, кто на иллюзии, как Эмма Бовари. Окружающая среда, семья воспитывают человека.

Эмма бунтует против серой, пошлой жизни, но ее идеалы – тоже пошлые, из книжек и театральных пьесок. Шарль действительно «положительный герой» романа. Он не герой, не очень умен, не великий врач, у него есть недостатки, но он простой, негордый, умеющий прощать, любящий своих родных. Шарль и маленькая Берта – единственные, кто по-своему любят Эмму. Роман учит жить реальностью, а не иллюзиями, сохранять в себе лучшее, признавать и справлять свои ошибки, уметь прощать, не ожесточаться, дорожить близкими людьми.

Анализ романа «Госпожа Бовари» Флобера

Тема романа – гибель женщины с сильными чувствами, которая взбунтовалась против скучной действительности, искала романтической любви вне брака, ранила всех своих близких и умерла без счастья, в долгах и опозоренная. Автор не дает готовой «идеи романа», он предлагает читателю самому судить героев и посмотреть на свою жизнь со стороны.

По сути, в нем нет «положительных героев». Но это если смотреть на Шарля Бовари глазами Эммы. Его жизнь тоже пустая, «мещанская», но он добрый малый, по-своему любит жену и дочку, внимательный к больным, ему нравится тихая спокойная жизнь в деревне, на природе. Он умеет прощать, сострадать, он искренне горюет, не унижает людей. Он не идеал, обыкновенный человек, но мир и состоит из таких.

Считается, что, хотя роман называется «Госпожа Бовари», на самом деле он о Шарле. Лаврецкий из «Дворянского гнезда» Тургенева – пример такого мужа. И даже мистер Рочестер из «Джейн Эйр» и его первая взбалмошная жена. Там тоже жены не ценят своего избранника, разрушают свою и их жизнь.

Эмма – символ времени и сегодня. Ее воспитала среда, семья. С детства она поверила, что романтизм, страсти – путь к счастью. В конце концов, она просто деревенская девчонка, ожидавшая своего принца. Но это самообман. Эмма воспитывалась в монастырской школе, без матери, родители Шарля жили как чужие. Примера достойной семейной жизни у них не было. Оба не научены помогать другим людям.

Повседневная жизнь не синоним скуки, притворства, мелочности. Она тоже может быть нравственной, душевной, духовной. Эмма убивает себя не только потому, что запуталась в долгах, но и потому, что счастья, описанного в книжках, так и не нашла. Вокруг нее жестокий торговец Лере, посредственный болтун Оме, священник, который не видит дальше своего носа, любовники, которые любят только себя и свой комфорт.

Песенка нищего на улице про гулящую девчонку – символ. Перед смертью Эмма понимает, что эта глупая песенка – о ней. Что ее «любовь» оказалась обыкновенной изменой, позором.

Есть версия, что автор говорил: «Эмма – это я!» Значит ли это, что она – положительная героиня? Нет, хотя автор сочувствует ей, он наделяет ее своими заблуждениями, страстями, за которые и стыдно, и смешно. Можно увидеть Эмму в Катерине из «Грозы», Анне Карениной Л. Толстого, жене из новеллы «Ожерелье» Мопассана, жене из «Попрыгуньи» Чехова. Более того, продолжение Эммы можно увидеть в зловещей «Леди Макбет Мценского уезда», где героиня становится убийцей.

Роман предлагает задуматься о своей жизни, мечтах, планах, работать над собой, какой бы «скучной» ни была жизнь, видеть не только чужие недостатки, но и свои, учиться выражать свои чувства, договариваться, и обратить внимание на тех, кто рядом, таких, какие они есть.

Роман “Гюстав Флобер – Госпожа Бовари” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Гюстав Флобер – Госпожа Бовари на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.