Содержание:
Рассказ посвящен Юлии Михайловне Лазуркиной (матери жены писателя).
Ленинград, девочка-первоклассница вместе с мамой Екатериной Сергеевной после прорыва блокады вернулась в город. Здесь все родное, «наше». Теперь их только двое на свете: дедушка с бабушкой умерли в блокаду от голода. Даже могилки их никто не знает. Их квартиру заняли чужие люди. Они в голод тут не жили. И чужие вещи сдали в комиссионный магазин, как свои.
Девочка узнала в витрине свою шведскую куклу Машу, довоенный подарок дедушки. Когда-то они с этой куклой были одного роста. Потом была война, голод, вода из проруби. Больную девочку вывезли по Ледовой дороге (Дороге жизни) в Мышкин, городок на Волге. Мама поехала туда же воспитателем в детдом. А кукла осталась дома. Она такая большая, что заняла бы место ребенка в машине.
Продавец готов отдать им куклу, если женщина из их бывшей квартиры признается, что игрушка не ее. Но та внаглую отказывается. Мама обещает дочке заработать на выкуп куклы. Время идет. Девочка болеет. Наконец, мама спешит за Машей. А ее уже купили. Мама горюет, а девочка ее жалеет: «Ничего, мама…»
Читательский дневник по рассказу «Кукла» Черкашина
Сюжет
Война. Екатерина Сергеевна с дочкой по Дороге жизни покидают блокадный Ленинград. Большую куклу Машу оставляют дедушке (это его подарок) и бабушке. Для нее в машине нет места. После смерти от голода дедушки и бабушки чужие люди селятся в их доме и сдают Машу в комиссионку на продажу. Вернувшись в город, девочка видит свою куклу. Пока они копили на нее деньги, куклу кто-то купил. Дочь утешает расстроенную маму.
Отзыв
Тема войны и блокады Ленинграда, эвакуации, детства, сиротства, горя, гибели родных людей, черствости чужих людей. У куклы есть имя, а у девочки нет. Ведь таких детей и историй в войну было много. Семья героев – дружная и добрая. Они думают не только о себе. Мама дарит старушке бидончик для воды, заботится о детях-сиротах в детдоме, а после блокады работает в Доме пионеров. Даже куклу они не берут с собой, чтоб в машину взяли еще ребенка.
Они стараются поддерживать друг друга, не терять чувство юмора (пьют кипяток «белая ночь» вместо чая). Кукла дорога памятью. О дедушке, довоенной жизни, счастье. Кроме того, мать хочет порадовать настрадавшуюся маленькую дочку. Но кукла им не досталась. Происходит другое: ребенок жалеет взрослого, утешает, поддерживает. Рассказ учит сопереживать, оставаться человеком в любых испытаниях, быть честным, стойким, любить близких и Родину – большую и маленькую.
Вопросы по рассказу «Кукла»
- В каких городах происходят события рассказа? (Ленинград и Мышкин).
- Как звали куклу девочке? (Маша).
- Кто подарил куклу девочке? (дедушка).
- Из какой страны дедушка привез внучке куклу? (из Швеции).
- Причина смерти дедушки с бабушкой девочки. (голод).
- По какой дороге детей вывезли из города? (по Ледовой дороге, дороге жизни).
- Кем работала мама девочки в Мышкине? (воспитателем в детдоме).
- Кто сдал куклу в магазин? (чужие люди, занявшие квартиру семьи).
- Что еще из своих вещей узнала в магазине мама? (сервиз).
- Смогла ли мама выкупить куклу? (нет, ее купили другие).