Фазиль Искандер – Тринадцатый подвиг Геракла:
Краткое содержание

Абхазия, идет война с фашистами. Рассказчик – ученик 5 «б». В их классе с 1 сентября новый учитель математики: грек Харлампий Диогенович. Маленький, с большой головой, властным и спокойным характером, и четками в руках. При нем в классе царит «образцовая тишина». Зря директор в «вечнозеленой» шляпе опасается: никто и не думает улизнуть с математики на стадион. Сбегают разве что с урока пения, перелезая через деревянный, а потом и каменный забор, чтобы увидеть игру. «Главное оружие Харлампия Диогеновича – делать человека смешным». На месте осмеянного мог быть каждый. И двоечник Шурик Авдеенко («черный лебедь», тянущий шею, чтобы списать), и даже отличник Сахаров. Смех целого класса – это сила.

Однажды герой не сделал заданную на дом задачку про артиллерийский снаряд. Зато в футбол поиграл. А Сахаров решил. И даже тихоня троечник Адольф (он просил, чтобы его звали Алик) Комаров тоже. Герой переживает. В класс заглядывает докторша с медсестрой, ищут 5 «а», чтобы привить от тифа. Рассказчик вызывается проводить их во флигель. А по пути просит первым вакцинировать его класс. А то они якобы в музей уйдут. Хотя в музей ребят временно не водят. Случай был: один мальчишка кинжал унес, чтоб на войну с ним сбежать. Харлампий Диогенович загрустил, но прервал урок. Герою уколы нипочем: ему от малярии их делали. А вот Алик пугается. Теряет сознание на минутку.

И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.

Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера

Сюжет

Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.

Отзыв

В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.

Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.

План «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Новый учитель математики в 5 «б».
  2. Харлампий Диогенович – грек и юморист.
  3. Игра в футбол вместо решения задачки.
  4. Страх рассказчика перед учителем.
  5. Рассказчик срывает урок.
  6. Весь класс – на прививку.
  7. Позор рассказчика у доски.
  8. Трусость – причина 13-го подвига Геракла.
  9. Благодарность учителю за науку.

Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
  2. Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
  3. К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
  4. В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
  5. Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
  6. Назовите национальность учителя (грек).
  7. Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
  8. С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
  9. Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
  10. Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).

Синквейн Харлампий Диогенович

Учитель математики.
Спокойный, насмешливый.
Воспитывает, дисциплинирует, понимает.
Смех – оружие для борьбы с недостатками.
Гениальный педагог.

Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»

Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.

Сравнения: желтыми, как кошачьи глаза, Авдеенко – черный лебедь, побелел, как смерть, звонок, как погребальный колокол.

Метафоры: сдвинулось в голосе, главное оружие, совесть успокоилась, приготовления палача, дух больничной свободы, запахло опасностью.

Рассказ “Фазиль Искандер – Тринадцатый подвиг Геракла” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Фазиль Искандер – Тринадцатый подвиг Геракла на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.