Содержание:
Абхазия, идет война с фашистами. Рассказчик – ученик 5 «б». В их классе с 1 сентября новый учитель математики: грек Харлампий Диогенович. Маленький, с большой головой, властным и спокойным характером, и четками в руках. При нем в классе царит «образцовая тишина». Зря директор в «вечнозеленой» шляпе опасается: никто и не думает улизнуть с математики на стадион. Сбегают разве что с урока пения, перелезая через деревянный, а потом и каменный забор, чтобы увидеть игру. «Главное оружие Харлампия Диогеновича – делать человека смешным». На месте осмеянного мог быть каждый. И двоечник Шурик Авдеенко («черный лебедь», тянущий шею, чтобы списать), и даже отличник Сахаров. Смех целого класса – это сила.
Однажды герой не сделал заданную на дом задачку про артиллерийский снаряд. Зато в футбол поиграл. А Сахаров решил. И даже тихоня троечник Адольф (он просил, чтобы его звали Алик) Комаров тоже. Герой переживает. В класс заглядывает докторша с медсестрой, ищут 5 «а», чтобы привить от тифа. Рассказчик вызывается проводить их во флигель. А по пути просит первым вакцинировать его класс. А то они якобы в музей уйдут. Хотя в музей ребят временно не водят. Случай был: один мальчишка кинжал унес, чтоб на войну с ним сбежать. Харлампий Диогенович загрустил, но прервал урок. Герою уколы нипочем: ему от малярии их делали. А вот Алик пугается. Теряет сознание на минутку.
И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.
Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
Сюжет
Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.
Отзыв
В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.
Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.
План «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Новый учитель математики в 5 «б».
- Харлампий Диогенович – грек и юморист.
- Игра в футбол вместо решения задачки.
- Страх рассказчика перед учителем.
- Рассказчик срывает урок.
- Весь класс – на прививку.
- Позор рассказчика у доски.
- Трусость – причина 13-го подвига Геракла.
- Благодарность учителю за науку.
Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
- Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
- К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
- В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
- Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
- Назовите национальность учителя (грек).
- Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
- С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
- Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
- Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).
Синквейн Харлампий Диогенович
Учитель математики.
Спокойный, насмешливый.
Воспитывает, дисциплинирует, понимает.
Смех – оружие для борьбы с недостатками.
Гениальный педагог.
Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»
Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.
Сравнения: желтыми, как кошачьи глаза, Авдеенко – черный лебедь, побелел, как смерть, звонок, как погребальный колокол.
Метафоры: сдвинулось в голосе, главное оружие, совесть успокоилась, приготовления палача, дух больничной свободы, запахло опасностью.
Рассказ “Фазиль Искандер – Тринадцатый подвиг Геракла” полностью.