Евгений Носов – Кукла:
Краткое содержание

Послевоенные годы. Река Сейм, где в омуте под Липино любил рыбачить рассказчик Иваныч. Там живет перевозчик, рыбак, его друг и однополчанин Акимыч. Воевали они в одной армии, «брали одни и те же польские и белорусские города». Обоих ранило. Акимыч был контужен. Как разволнуется – слова сказать не может. Иваныч не был на реке несколько лет. Вернулся – глазам не поверил. Обмелела, заросла. И заветный омут пересох.

Акимыча он нашел по дороге в школу, с лопатой. Он там за сторожа. А шел – хоронить куклу, над которой кто-то поглумился, вырвал глаза, сдернул трусики, истыкал сигаретой. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». А дети пример берут. И случай этот не первый. Много кукол он видит брошенных, изувеченных. И таких похожих на маленьких детей. И плачут эти куклы, как дети. После войны он смотреть не может на такое. «…Нагляделся я человечины». А другие не замечают. И учителя тоже. И чему учитель с глухой душой научит? Красоте, добру? Акимыч хоронит куклу как человека, глубоко в землю. И шепчет с болью: «Всего не закопать…»

Читательский дневник по рассказу «Кукла» Носова

Сюжет

После перерыва рассказчик фронтовик Иваныч приезжает к омуту на реке Сейм порыбачить. А омут обмелел. Его друг фронтовик Акимыч, перевозчик и рыбак, теперь за сторожа в школе. Они идут с лопатой к школе. Там брошена истыканная сигаретой кукла. Акимычу больно: она ж как ребенок. После войны тяжело на такое смотреть. А всем все равно. И учителям. Акимыч хоронит куклу, как ребенка.

Отзыв

В коротком рассказе поднято много проблем. И гибели природы по вине человека, и гибели совести в людях, и призвания педагога. Память о войне жива во фронтовиках. Остальные о ней подзабыли. Растут дети, которые ее не знали. Учат их учителя со слепыми душами. Тема войны и беспамятства. Кукла – подобие человека, символ счастливого детства и беззащитности детской жизни.

Рассказ учит сопереживать, помнить уроки войны, ценить жизнь, добро, красоту. Будит совесть, чуткость, сострадание. Последняя фраза Акимыча о том, что нельзя, тем более в одиночку, закопать «все»: зло в людях, ужасы войны и ее жертв, чужое «святотатство», собственную память. Ему кажется, что война не стала для людей страшным уроком.

План рассказа «Кукла»

  1. Речной перевоз на Сейме.
  2. Перевозчик и фронтовик Акимыч.
  3. Рыбалка однополчан у Липиной ямы.
  4. Рассказчик возвращается в знакомые места.
  5. Омута нет, реку не узнать.
  6. Акимыч – сторож.
  7. Изуродованная кукла возле школы.
  8. Равнодушие детей и взрослых.
  9. Похороны куклы, похожей на ребенка.

Вопросы к рассказу «Кукла»

  1. На каком омуте любили рыбачить Иваныч и Акимыч? (Липина яма на Сейме).
  2. Что сблизило рассказчика с Акимычем? (они однополчане, оба рыбаки).
  3. Какие города они брали с боями в войну? (белорусские и польские).
  4. Какое ранение перенес Акимыч (контузию).
  5. Каким видит Иваныч Сейм и омут спустя годы? (пересохшим, заросшим, без рыбы).
  6. Кем стал Акимыч в школе? (сторожем и садовником).
  7. Какая находка потрясла Акимыча? (изувеченная кем-то кукла).
  8. Кого напоминает Акимычу кукла? (детей, жертв войны).
  9. Чье равнодушие особенно ранит фронтовика? (учителей).
  10. Почему Акимыч роет для куклы настоящую могилу? (кукла – символ ребенка, убитого человека).

Рассказ “Евгений Носов – Кукла” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Евгений Носов – Кукла на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.