Антон Чехов – Дядя Ваня:
Краткое содержание

Действие первое

Усадьба пожилого профессора-филолога в отставке Александра Владимировича Серебрякова. На террасе пьет чай доктор Михаил Львович Астров (ему около 40 лет): его вызвали к профессору в связи с обострением подагры. Впрочем, уже ясно, что он зря приехал: профессор на прогулке, его здоровье в норме.

Вместе со старой нянюшкой Мариной Астров подсчитывает, что застрял в этих краях на десять лет. «Заработался», стал налегать на водочку, стал чудаком – хорошо, хоть не дураком. Постарел, завел большие усы. Ко всему остыл, никем не дорожит. Да и жизнь, в сущности, «скучна, глупа, грязна». Только старушка няня ему чуток мила.

К беседе присоединяется 47-летний управляющий усадьбой Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня). Он – еще и родственник профессора, брат его первой умершей жены. Усадьба – собственность не профессора, а семьи Войницких. Наследница ее – дочка профессора от первого брака Соня.

Войницкий когда-то боготворил профессора Серебрякова, считал великим ученым. Его усилиями профессор в городе ни в чем не знал нужды: Войницкий выжимал из усадьбы неплохой доход. Теперь он разочарован и обозлен: Серебряков болтун, бездарь, «мыльный пузырь», и в искусстве не смыслит.

Но при этом по всем статьям везучее его самого: сын дьячка – а стал ученым, всегда в почете, любимец женщин. Вот и теперь рядом с ним молодая (ей лет 27) красивая жена Елена Андреевна. А у Войницкого ни семьи, ни стоящего дела. Только старенькая любительница пофилософствовать мать Мария Васильевна. Приезд Серебрякова выбил из рабочей колеи его и домочадцев.

На минутку появляется профессор – и тут же удаляется в кабинет. За чай садится неунывающий разоренный помещик Илья Ильич Телегин (рябой Вафля), друг семьи, крестный Сони. Он убежден, что в мире и в доме все идет как надо. Хотя жена его сбежала с другим, овдовела, а он долгие годы содержал ее и чужих детей.

Вместе с Телегиным к столу подходят жена профессора Елена Андреевна и его дочка Соня. Войницкий с отчаяния влюблен в чужую жену, но та не отвечает на его чувства. Соня 6 лет неравнодушна к Астрову. Она в восторге от его увлечения возрождением лесов в уезде. Сам Астров хочет этим принести хоть какую-то пользу человечеству.

Улучив минутку, Войницкий в который раз объясняется в любви к Елене Андреевне, и в ненависти к ее мужу. Она отвечает, что муж ее «такой же, как и все», и ненависти не заслужил.

Действие второе

У Серебрякова бессонница, он изводит капризами жену и дочь. Грозится скоро умереть, оставить всех в покое. Только Марине понятны его жалобы: «Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко». Она уводит профессора спать.

Елена Андреевна изрекает: «Неблагополучно в этом доме», все презирают и тиранят друг друга. И она сама ничем не лучше. Пьяный Войницкий пытается удержать ее, но женщина уходит. К нему присоединяется столь же пьяный Астров.

Во хмелю оба еще могут мечтать, строить планы. «Когда нет настоящей жизни, живут миражами». Соня уговаривает дядю не пить, отправляет его спать. Потом просит Астрова не губить себя, свои таланты, внешность, наконец. И намекает, что к нему неравнодушна некая девушка. Астров клянется не пить. А на любовь у него нет сил: «испошлился», устал от работы на износ.

Вот разве что красота Елены Андреевны чуть-чуть волнует. Но это не всерьез. Да и она – всего лишь привлекательная бездельница. А «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Он любит жизнь, но не «уездную, русскую, обывательскую». Как врач, он переживает, что не всех пациентов смог спасти.

Оставшись одна, Соня горюет, что не красавица. Приходит Елена Андреевна. Они чуток выпивают, откровенничают друг с другом. Елена Андреевна уверяет, что венчалась с ее отцом не по расчету. Она была очарована его ученостью. А теперь несчастна.

Делится, что ей очень понравился Астров. В нем есть внутренняя свобода, обаяние личности. Елена Андреевна, в прошлом выпускница консерватории, порывается сесть за пианино, излить душу в звуках, но нельзя: больной муж не любит музыки.

Действие третье

Профессор собирает домашних, чтобы что-то сообщить. Елена Андреевна мается от скуки. Соня советует ей заняться хозяйством, учительствовать для народа. Но в Елене Андреевне нет энтузиазма для таких дел. Больше всего ей хочется, как птице, вырваться на свободу, улететь в другую жизнь. Она предлагает Соне разузнать – любит ли «бедную девочку» Астров.

Астров и впрямь зачастил в их дом. Его привлекает внешность Елены Андреевны. Для приличия она рассматривает с ним карту уезда. Он рассуждает об оскудении природных богатств. Заходит разговор о Соне. Астров говорит, что не любит ее. Елена Андреевна просит его больше не приезжать – так Соне будет легче его забыть. Охваченный страстью, Астров обнимает и целует Елену Андреевну. Ей доктор нравится, но интрижка за спиной у мужа противна. Их застает Войницкий. Елена Андреевна требует, чтобы он помог ей и мужу покинуть этот дом.

Серебряков всем объявляет, что решил продать усадьбу. Жизнь в деревне ему не по нутру. Часть денег он переведет в процентные бумаги, а на остаток купит дачку в Финляндии. Войницкий в ужасе. Когда-то он отдал сестре свою часть дома. А теперь его с матерью вышвыривают вон. А как же годы беззаветного служения профессору, экономия каждой копейки для него. Он обвиняет профессора в своей неудавшейся жизни, зовет его врагом. Тот отвечает, что Войницкий – ничтожество, безумец. Войницкий убегает. Все хором просят профессора идти за ним и успокоить.

Войницкий в комнате хватает револьвер и дважды стреляет в профессора: мимо. Потом хватается за голову: до чего он дошел.

Действие четвертое

Войницкий с няней обсуждают отъезд профессора с женой в Харьков. Теперь жизнь потечет «по-старому». Астров требует, чтоб Войницкий вернул ему выкраденный пузырек с морфием. Ему недосуг потом вскрывать самоубийцу. Войницкому смешно: два выстрела – и оба с промашкой. И все забыли об этой выходке, будто он и впрямь безумец. Он спрашивает Астрова: как начать новую жизнь? Чем занять ее? Тот отвечает: поздно. Да и вообще: быть чудаком – нормально. Только Соне удается уговорить «бедного дядю Ваню» вернуть морфий доктору.

Перед отъездом Войницкого мирят с профессором. Войницкий обещает, что будет высылать деньги, как и раньше. Елена Андреевна прощается с Астровым. Ее забавляет
этот человек. Она сама тепло обнимает его. А Астров констатирует: Серебряковы внесли разлад и в этот дом, и в его жизнь. Он забросил пациентов и леса, а в доме все крутилось вокруг подагры и красавицы Елены.

Серебряков прощается фразой: «Надо, господа, дело делать!» Войницкий хочет занять себя работой. Вместе с Соней он садится за проверку счетов. Астров тоже отбывает. Соне грустно, но она уговаривает себя и дядю потерпеть. Потом за гробом Бог пожалеет их, несчастных, горемычных, и даст им отдых, «жизнь светлую и прекрасную» и «небо в алмазах».

Читательский дневник по пьесе «Дядя Ваня» Чехова

Сюжет

Деревенская усадьба первой покойной жены старого профессора Серебрякова. Долгие годы он жил на доходы от нее, теперь из экономии решил поселиться насовсем. С ним молодая жена Елена Андреевна. В доме их встречают старая Войницкая (мать первой жены), ее сын Иван Петрович (дядя Ваня), дочка профессора Соня. Именно они гордились ученым профессором, содержали его. Теперь Войницкому ясно, что Серебряков – бездарный и неблагодарный человек. В доме бывает его приятель врач Астров, человек умный, увлеченный возрождением лесов. Обоих мучает неудовлетворенность жизнью.

Войницкий безответно любит жену Серебрякова, а Соня – Астрова. Сам доктор от скуки тоже увлечен красавицей Еленой. Серебряков задумал заняться продажей дома, а после прикупить дачку в Финляндии. Войницкий пытается пристрелить его. В итоге Серебряковы уезжают в город. Жизнь входит в свою колею: Войницкий с Соней и старой няней хозяйствуют, сидят над счетами, шлют деньги профессору. Оба решили дотерпеть эту горькую жизнь без счастья, цели, в надежде отдохнуть, порадоваться после смерти.

Отзыв

Скептический, грустный взгляд на народ и интеллигенцию, провинциальную жизнь, русскую действительность. Тема призвания врача, поиска смысла в жизни, жажды приносить пользу людям, защиты природы. Душевная разобщенность, разочарованность героев, неприятие пошлости, эгоизма. У каждого своя правда. Не следует делать из человека кумира.

Тема семьи, воспитания, самопожертвования ради близких, неудачной супружеской жизни. Герои любят, но не любимы. Астров – человек стойкий, человечный, в каком-то смысле романтик. Старушка няня как символ примирения, жалости. Приспособленчество и мещанство – зло для человека с совестью. Героями, как и всеми людьми, движет мечта о лучшей жизни.

Пьеса “Антон Чехов – Дядя Ваня” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Антон Чехов – Дядя Ваня на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.