Содержание:
Вступление
События относятся к 1950-1960 году. Рассказчик-поэт из Москвы поездом хочет объехать всю Россию. Его путь лежит к Волге, Уралу, озеру Байкал, Дальнему Востоку. Отправляясь в путь по «родным русским полям», он вспоминает недавнюю войну, «народ – подвижник и герой», который немыслимой ценой заплатил за мир и на своей земле, и в Европе.
В дороге
Творчество – это счастье. Вначале поэт пробивается из безвестности, потом оказывается под огнем критики. Но самое опасное для него – самодовольство. Поэт, как солдат, отставший от полка, спешит за временем. Он видит новое – и вспоминает старое.
Семь тысяч рек
В окно вагона на великую Волгу смотрят рассказчик и сосед-майор. Майор воевал за Волгу под Сталинградом. Воды семи тысяч рек входят в нее. «Волга – середина земли родной». Недаром она носит имя матушки, как сама Россия и Москва.
Две кузницы
Рассказчик родом из Загорья, «негромкой стороны». Яркое воспоминание детства – кузница. «Союз огня с металлом», рождающий «все, чем пашут ниву, корчуют лес и рубят дом». Сюда сходился сельский люд повспоминать прошлое. Рассказчик помнит, как в войну крушила врагов «кувалда главная Урала». Рабочий народ победил врага, выстоял батюшка Урал.
Две дали
Рассказчик в Сибири. Глядя на эти просторы, он вспоминает отчий смоленский край. Всюду среди природы – память о войне. Для героя она жива. Две дороги, дали перед ним – военная и современная.
Литературный разговор
«С людьми в дороге надо сжиться». Здесь провинциалы и столичные жители, старые и молодые, ученые, военные. Всех связала дорога, все делятся сокровенным. Звучит правда. Но в книгах всю правду высказать нельзя: одернут, редактор заставит внести правки. Только пара молодоженов в сторонке. Им хорошо вдвоем. Ведь «что такое в жизни счастье?» Быть вместе, рука в руке, с надеждой, идти по жизни, ехать куда угодно.
Огни Сибири
В нашей Сибири поместятся пять Европ. «Завод и житница державы, ее рудник и арсенал». Родина полков, прошедших войны. Место каторги. Сюда вели людей приказы, мечты, беды. Этот край – навек любимый в сердце русского человека.
С самим собой
Рассказчик оглядывается на свою жизнь. Всего в ней сполна, за все он благодарен. За бедное, но счастливое детство в глухом уголке. За все времена года. Повидал он праздники церковные и новые, советские. Плакал над книгами. И мечтал, и дружил, и любил. Был «всегда с народом». И в 1941 году тоже.
Друг детства
На станции Тайшет рассказчик видит пассажира встречного поезда, лучшего друга детства. Оба прошли войну, оба мечтали о будущем. И вот друг возвращается домой после лагерей. Кто виновен в его судьбе? Нет, не страна. И не народ.
Фронт и тыл
«Где трудней?» Сосед-фронтовик узнал горечь отступления, кровь проливал ради победы, прошел путь «от солдата до комбата». На войне себе не принадлежишь. Жизнь подчинена порядку. Куска хлеба не нужно добывать. Другой спорщик не соглашается: в тылу не ходишь под смертью. А в целом, все хлебнули горя, и там, и там. «Тыл и фронт – родные братья».
Москва в пути
Поездная «родня» разговорила молодоженов. Такая редкость: едут из Москвы, а не наоборот. Ведь столица для многих – мечта. А этой паре совестно в ней оставаться, на всем готовом. А Москва – у них в сердце. Рассказчик рад, что молодежь в стране такая.
На Ангаре
Рассказчик – свидетель перекрытия Ангары. Весь народ – зритель события, праздника. Сибиряки – орел народ! Задумали – сделали. Впрочем, здесь люди со всей страны. Все счастливы. Братской гидроэлектростанции – быть!
К концу дороги
Транссибирская магистраль – связующее звено между Москвой и Сибирью. Автор гордится народом, который преодолел бедность, разруху, вырастил мастеров и ученых. Но болит душа за друга. В Иркутске рассказчик заходит в Александровский централ. Между тем, поезд в «краснолесье», за Хабаровском. Богатый край, каких много в великой стране. Два моряка, два труженика: Владивосток и Ленинград. Рассказчик передает поклоны Тихому океану: От Москвы до Ангары.
Так это было
Не называя имени, рассказчик вспоминает Сталина, «бога», «отца» страны, чей культ личности уже разоблачен. Но кто вернет другу детства годы жизни? От революции к дню сегодняшнему: сколько революционеров полегло от рук своих же. Рассказчик не судья Сталину. Он был и прав, и неправ. А народ делал свое дело. И жил, и живет порою трудно. Как его тетка-труженица колхозница Дарья на Смоленщине. И рассказчик счастлив разделить судьбу с народной.
До новой дали
«Пора!» Мелькнули 10 суток пути. В каждом миге – дела, события, истории жизни. Рассказчик говорит читателю, что был с ним честен. Надеется, что «даль» и «близь» сделали их друзьями. Он прощается с читателем «до новой дали».
Читательский дневник по поэме «За далью – даль» Твардовского
Сюжет
Середина 20 века, поезд «Москва-Владивосток», 10 суток путешествия рассказчика-поэта по стране. В пути он вспоминает недавнюю войну, победу усилиями фронта и тыла, радуется трудовым достижениям народа, любуется природой страны (Волгой, тайгой, Ангарой, Сибирью). От всех этих мест он везет поклон Тихому океану. В пути он встречает репрессированного друга детства. Рассказчик не скрывает печальных страниц в истории страны, но судить ее не смеет. С надеждой он глядит в будущее великой России.
Отзыв
Главная мысль поэмы – гордость за страну и ее народ. При любом правителе все самоотверженно трудились, строили, возрождали из руин после войны. И дружили, и любили, искали свое место в жизни. Поэма учит любить большую и малую Родину, ее природу, и главное богатство – людей. Учит помнить уроки прошлого, смотреть в будущее с надеждой.
План «За далью даль»
- Отъезд из Москвы.
- Цель – увидеть всю Россию.
- Поэзия сильна правдой.
- Матушка Волга и Сталинград.
- Заводы Урала и победа в войне.
- Великая Сибирь, кормилица и тюрьма.
- Пассажиры поезда как одна семья.
- Судьба рассказчика – в судьбе народа.
- Встреча с лагерником, другом детства.
- Перекрытие Ангары.
- Владивосток – город морской и трудовой славы.
- Раздумья о сталинской эпохе.
- Прощание с читателем в надежде новой встречи.
Вопросы к поэме «За далью даль»
- Кто такой герой-рассказчик? (сам автор, уроженец Смоленщины, человек, переживший войну, поэт).
- Каким поездом он отправился в путь? («Москва- Владивосток»).
- Сколько дней рассказчик провел в пути? (10 суток).
- Сколько тысяч рек вобрала в себя матушка Волга? (7 тысяч).
- Каких деятелей литературы упоминает автор в поэме? (Фадеев, Сурков).
- Имя какого главы советского государства остается в поэме неназванным? (Сталин).
- Что случилось с другом детства рассказчика? (он был репрессирован, прошел лагеря).
- Тыл и фронт: где было трудней в войну? (победы не было бы и без фронта, и без тыла).
- В чем счастье, по мнению автора? (в любви, семье, взаимоподдержке, сходстве взглядов на жизнь, честном труде).
- Свидетелем какой стройки он стал на Ангаре? (Братской ГЭС).
- Кому передает поклоны автор в финале поэмы? (Тихому океану).