Преподобный Сергий – уроженец Ростова Великого. Родители его – бояре Кирилл и Мария. Перед рождением мальчика (примерно в мае 1314 года) мать его была в церкви. И ребенок в ее животе трижды вскрикнул во время литургии (службы). Изумленные верующие и сама Мария поняли, что младенец этот послужит Богу.
Ребенка назвали Варфоломеем. Мать заметила, что в среду и пятницу (постные дни у христиан), сын не пил грудного молока, и не брал ее грудь, если она ела мясо. В 7 лет отрок Варфоломей пошел учиться. Братья его Стефан и Петр быстро научились читать, а он никак не мог. И плакал, и молился, а толку не было.
И вот однажды отец сказал ему поискать в поле пропавших лошадей. Дорога шла через лес. Увидел он, что под дубом молится старец-монах. Ему рассказал он про беду с учебой. Старец (скорее всего, это был ангел) помолился, дал ему скушать просфору (хлеб), сказал, что с учебой будет все в порядке. И что Варфоломей будет «поучать других». Мальчик зазвал монаха в дом. И там перед родителями Варфоломей впервые хорошо прочел псалмы. А старец, уходя, сказал: «Велик будет сын ваш перед Богом и людьми».
Детских игр Варфоломей избегал, зато его часто видели в церкви и за чтением Библии. Ночами он молился, а днем ел только хлеб с водой. Мать тревожилась за его здоровье, но не вмешивалась. Между тем, семью вконец разорили поборы татаро-монголов (тогда на Руси было их иго). И они перебрались в Радонеж, ближе к Москве. Варфоломею в ту пору было 15 лет.
А в 20 лет, уже готового идти в монахи, родители остановили его просьбой побыть рядом до их смерти. Перед кончиной оба приняли монашество. Имущество Варфоломей раздал, да и подался в путь – вместе с братом Стефаном (у того умерла жена). В дремучем лесу нашли они уединенное место. Соорудили хижину и маленькую Троицкую церковь. Так зарождалась знаменитая Троице-Сергиева лавра.
Брат не выдержал жизни в лесу, ушел в городской монастырь. И Варфоломей остался один. Потом явился к нему игумен Митрофан и постриг в монахи с именем Сергий. Всю неделю в маленькой церкви шли службы, молодой монах причащался и был в радости. Уходя, Митрофан сказал, что в лесу этом возникнет великий монастырь.
Стали бесы (демоны) его гнать. Днем пугали в виде змей и зверей, а ночью вопили: «Уйди с сего места!» Говорили, что придут разбойники, что он умрет с голоду. Но отшельник продолжил свои подвиги и труды в лесу. Однажды он вынес голодному медведю кусочек хлеба. И зверь стал приходить каждый день. Порой святой отдавал ему свой последний сухарь.
Узнали люди о лесном отшельнике, пошли к нему за советом. Всех удивляла его трудная жизнь и любовь. И осталось рядом с ним 12 человек, желавших посвятить себя Богу. Их домики и положили начало монастырю. Сергий строил, колол дрова, таскал воду, шил, готовил – а руководить монастырем больше 10 лет отказывался. Только епископ Афанасий Волынский смог его убедить. Так монах Сергий стал еще и священником, и игуменом монастыря.
Первым приходил Сергий в церковь, последним выходил. И тяжелой работы у него не уменьшилось. Вскоре бесы вновь напали на святого под видом змей. Но это был уж последний раз. Стали они его бояться.
Расширился монастырь так: пришел туда поступать простым монахом смоленский архимандрит Симеон, отдал все свое имущество. И возвысился новый храм, и умножилось число монахов. Жили просто и бедно. Как отец, Сергий следил за всеми, даже ночью. И был рад, если видел монахов на молитве или за книгой, огорчался, если слышал пустые разговоры.
Временами терпели все голод. Сам Сергий раз работал у одного старца за кусок заросшего плесенью хлеба. Как он стал его есть – пыль от плесени летела от рта. Но монахам порой было трудно ему подражать. Много раз хотели они пойти в город за едой. Но всякий раз святой обещал, что Бог пополнит их запасы – так и случалось. Кто-нибудь привозил в монастырь вдоволь пищи.
Всякое приходилось терпеть святому: упрекали его монахи, что он выбрал место без воды поблизости. И тогда по молитве Сергия в монастыре забил источник. Постепенно сложилось вокруг монастыря целое селение. Люди стали жить советами святого. Один духовный сын Сергия нес к нему своего умирающего сына. Он верил, что святой излечит его. Но в дороге мальчик умер. Святой пожалел отца, воскресил его сына. И запретил об этом рассказывать. Велел он молчать и о том, что каждую церковную службу ему помогает ангел.
Многих больных святой поставил на ноги, многих бесноватых исцелил. И пользовался Сергий всеобщей любовью, уважением. Раз пришел крестьянин, спросил игумена. И не поверил, что известный святой – монах с лопатой в плохонькой одежонке. Лишь когда сам князь поклонился святому, осознал крестьянин свою ошибку. А потом и сам пришел жить в монастырь.
И однажды ночью был к Сергию голос. И явилось видение о бесчисленном множестве его учеников в будущем. Будто птицы, слетелись они к келлии преподобного.
В тот период сложился устав, новый образ жизни монастыря. Подтолкнул к тому совет Филофея, патриарха Константинопольского. Русский митрополит Алексий одобрил его. Если раньше каждый монах жил своим трудом, мог иметь личные вещи, продукты, то теперь все стало общим.
И решил святой уйти от славы людской. Тайно поселился у речки Киржат. Долго монахи уговаривали его вернуться, часть из них осталась с преподобным на новом месте. Только митрополит Алексий убедил его вернуться в лавру.
Тот же митрополит Алексий, сам чудотворец (он исцелил болезнь татарской ханши Тайдулы) основал Спасо-Андроников и Чудов монастыри. А во главе их поставил учеников Сергия. А племянник Сергия, Феодор, стал игуменом Симонова монастыря. Алексий надеялся, что Сергий станет следующим митрополитом, но тот не согласился. Русские князья Димитрий Иоаннович (Донской) и Владимир Андреевич всегда спрашивали благословения святого, когда ставили новые храмы.
В ту пору уже полторы сотни лет Русь была под татаро-монгольским игом. И пришел на нее хан Мамай. Думал он перебить всех князей, а все церкви разгромить. Димитрий Иоаннович, князь Московский и Владимирский, хотел решить дело миром. Но Мамаево войско пошло на Русь. И пришел князь к Сергию за благословением. Тот уверил его: «Победишь врагов своих». И дал в помощь князю двух монахов (в прошлом они были воинами) Пересвета и Ослябю.
Одолели русские князья Мамая в Куликовской битве. Святой Сергий на расстоянии видел, что происходит с русским войском. Князь Димитрий поблагодарил святого, воздвиг женский Успенский монастырь в память всех событий.
Между тем, хан Тохтамыш, словно вихрь, пронесся по Руси, захватил на малое время саму Москву. Даже Сергий был вынужден удалиться в Тверь. Впрочем, хан поспешил обратно, боясь встречи с дружиной князя Димитрия. Потому святой так упрашивал всех князей помириться, объединиться перед общим врагом.
А дела в обители шли своим чередом. Сергий вразумлял народ: сирот не обижать, чужого не брать, жить мирно и со страхом Божиим. Раз приехал к нему епископ греческий. Он не верил, что Русской земле Бог святого великого дал. И ослеп, увидев игумена. Тот его исцелил, и епископ раскаялся в своих мыслях.
Удостоился святой и милостивого посещения Богоматери. Она обещала ему, что всегда будет посещать и хранить его монастырь. Время шло, исполнилось Сергию 78 лет. Монастырь он передал в руки ученика своего Никона, сказал слово к монахам и 25 сентября 1392 года (по новому стилю – 8 октября), причастившись, отдал Богу душу.
После кончины святого начались чудеса. Спустя 30 лет было видение, в котором он попросил обрести его мощи (святые останки) из земли. При народе и князе Юрии Дмитриевиче был отрыт и открыт гроб. Все увидели нетленное тело (целое, невредимое). Поместили святого в украшенную раку (гробницу) в Троицком соборе, потекли христиане к отцу Сергию за помощью в бедах и печалях. И о Русской земле, и обители своей преподобный Сергий заботится до сих пор.
Читательский дневник «Житие Сергия Радонежского»
Сюжет
У ростовских бояр Марии и Кирилла родился сын Варфоломей. Сразу было ясно, что ребенок этот от Бога. С ранних лет полюбил он молитву и пост. Только грамота ему не давалась. Некий старец в лесу благословил мальчика – и тот научился читать. Как и вся семья, с родителями и братьями, он перебрался жить в Радонеж.
Похоронив родителей, юноша ушел в лес, стал монахом Сергием, основал монастырь. И народ, и князья любили святого за смирение, дар исцеления и совета. Он предрек князю Дмитрию Донскому, что тот победит хана Мамая. Так и вышло. Из его учеников вышли настоятели многих монастырей. Спустя годы после кончины святого из земли подняли его мощи (останки). И от них было много чудес. Преподобный Сергий и сейчас пребывает на страже своей обители – Троице-Сергиевой лавры.
Отзыв
Житие учит жить в согласии с Богом, семьей, окружающими. А еще – серьезно подходить к выбору своего жизненного пути. Учит подражать, насколько можно, вере и делам святых людей. После многих испытаний человек становится крепче, а душа его чище. Скромность, душевная чистота, бескорыстие украшают всякого человека.
Нужно заботиться о бедных, больных, всех, кому плохо. Жизнь одного человека способна повлиять на судьбы тысяч людей. Важна не внешность, а внутренние качества человека. Тема природы, русской истории. Сергий – защитник Руси, ее единства, нравственный идеал для русского человека. Пример его жизни дал силы народу выстоять в период татарского ига.