Содержание:
Маленький Коля живет с матерью и бабушкой в деревне. Дедушка воюет с фашистами. Люди голодают. Коля, схожий с исхудалым волчонком, ест болтанку и несытный «хлеб из веников» проса. И лишь разочек вволю поел хлебушка. Тогда ночью в хату зашли «наши автоматчики». Солдат подал оробевшему мальчонке кусок хлеба. Коля «дышал хлебом», прижимался щечкой. Съел – и опьянел от сытости и тепла.
Пришел час – прогнали из родного края фашистов. Мать посеяла немножко пшенички. Коля ждал, когда хлеб зацветет. Наверно, прекрасными цветами. Но таких цветов не увидел. А потом собрали колоски, и бабушка испекла два коржа, как два солнышка. Борясь с желанием ухватить корж без спроса, Коля дождался разрешения бабушки. Проглотил – и не заметил как.
Второй корж бабушка велела отнести деду. Он обитал на пасеке. Коле обидно и завидно, но он, пряча за пазухой горячий посоленный корж от мальчишек, бежит на пасеку. Дед забирает корж, расспрашивает о здоровье бабушки, отвечает внуку, что медаль «за немцев» ему не нужна. А сам пьет сладкую водичку от пчел. И дает внуку для стирки вещички. Коля уходит, сердясь, что дед один съест коржик с медом. Бабушка разбирает вещи – и находит корж на дне. Ясно, что дед вернул его для внука. Коле стыдно за свою обиду на деда-фронтовика. Значит, есть чувства поважнее голода. Корж – дедушкин. Коля укладывает его в дедушкин сундук.
Читательский дневник по рассказу «Цветок хлеба» Яковлева
Сюжет
Во время войны маленький Коля только раз ел настоящий хлеб. Один солдат поделился с мальчиком. В конце войны мать сеет пшеничку. Коля ждал цветов на хлебе – и не понял, как же он цветет. Бабушка испекла два коржа. Один дала внуку, другой сказала отнести дедушке-фронтовику на пасеку. Мальчик завидует, что дед один съест свой корж. Он приносит с пасеки вещи для стирки. Оказалось, дед корж вернул. Но Коле уже совестно его есть. Есть чувство сильнее, чем голод. Коля прячет корж для дедушки.
Отзыв
Цветок хлеба – символ жизни, добра, мира, щедрости, радости. Пусть у хлеба невзрачные, неприметные цветочки, зато как дорог людям сам хлеб. Рассказ о детстве в войну. Мальчик живет в страшном взрослом мире: война, голод. Дед жалеет внука, забывшего вкус хлеба. Солдаты воюют ради счастья детей. Урожай хлеба шел на фронт, да растить его было некому, еще и при немцах. В семье мальчик научился думать не только о себе, но и о других. Рассказ учит душевной щедрости, сопереживанию, доброте, самоотверженности, воспитывает чувство долга. Учит помнить уроки и героев войны, помнить, какой ценой достается хлеб. Учит трудиться, уважать труд других.
План «Цветок хлеба»
- Идет война.
- Голодные годы.
- Мечта Коли о хлебе.
- Щедрость солдата.
- Войне конец.
- Хлеб нового урожая.
- Коржики бабушки.
- Коржик для Коли.
- Дед отдает свой корж внуку.
- Коля бережет коржик для деда.
Вопросы «Цветок хлеба»
- Когда происходят события рассказа? (В Великую Отечественную войну).
- Сколько раз за годы войны мальчик Коля ел настоящий хлеб? (один раз).
- Кто дал Коле хлеб? (солдат).
- Что первым делом посеяла мать героя? (пшеницу).
- Чего не заметил Коля, ожидая урожая? (цветения хлеба).
- Кто в доме испек коржи? (бабушка).
- На что были похожи коржи? (на солнышко).
- Кто съел первый коржик? (Коля).
- Кому достался второй коржик? (дедушке).
- Кем был дед мальчика? (фронтовик, пасечник).
- Чему научился маленький герой у дедушки? (думать о других, делиться).
Очень хорошо что мы можем найти любой произведение