В школе у Косты друзей нет. Он ведь молчальник, неразговорчивый мальчик. Все думают: наверно, он недобрый. Он не нравится и Женечке, молоденькой учительнице Евгении Ивановне. Еще бы: зевает от скуки на уроках, и учится на тройки. А он зевал не от скуки. Просто не высыпался. Уроки допоздна делал. Времени не было.
Раз, еще снег не сошел, поставил в банку какие-то прутики. Все смеялись. Думали, веник. А на прутиках распустились лилово-розовые цветочки. И запах от багульника – такой сладкий. Да этот Коста волшебник какой-то! И потом, у него целых три собаки. Рыжий сеттер, сильный боксер и черная такса. Охотник он, что ли? Но нет, собаки эти были не его. И папа с мамой ничего о них не знали.
Каждый день после звонка с последнего урока он пулей выскакивал из класса. Женечка проследила за ним. Он выгулял сеттера Артюшу – его хозяин был на костылях. Потом – боксера Атиллу. Хозяева заперли пса на балконе, а сами уехали. Коста подает ему лестницу – и пес спускается. А потом ест. В третьем доме его ждала такса Лапоть. Ее хозяин, паренек, болел так, что с кровати не вставал. «Болей, не волнуйся» – с этими словами Коста обещает выгуливать Лаптя еще и утром, перед школой.
Четвертая, большая собака, ждала не Косту, а хозяина. Только он погиб. «Собаки всегда ждут. Даже погибших». А Косту в первую встречу эта собака укусила. Тут уже Женечка вышла из укрытия и заговорила с учеником. Коста «менялся в ее глазах, как веточка багульника». Ей хотелось помочь. С ним собаки не теряли «веру в человека».
На другой день Коста уснул на последнем уроке. Женечка прекратила смех в классе. И сказала, что мальчика ждут собаки. «Им надо помогать». И сама разбудила его: «Тебе пора». Коста пулей выскочил из класса.
Читательский дневник по рассказу «Багульник» Яковлева
Сюжет
На уроках Коста зевает, а домой после школы убегает первым. Учительнице Женечке обидно. Ребята думают, что Коста смешной молчун. А он приносит в класс веточки багульника – и тот цветет на радость всем. Женечка узнает, что он помогает собакам. У двух хозяева больны, у одной – умер, другую бросили. Дома он до ночи делает уроки. Когда он уснул в классе, Женечка объяснила ребятам причину.
Отзыв
Как прутья цветут, так и мальчик, которого никто не замечал, оказывается хорошим. Вот в чем смысл названия рассказа. Коста – как тот багульник. Он добрый и отзывчивый. Помогает людям и собакам.
Рассказ учит взаимовыручке, милосердию, бескорыстию, неравнодушию, дружбе. Учит любить все живое, беречь природу, быть самостоятельным, делиться красотой и радостью. Важно всякое доброе дело, даже маленькое. С хорошим человеком все хочется делать вместе. Судить надо не по внешности, а по поступкам.