Молодой Вольга, сын князя Святослава, ищет мудрости и славы. Интересны ему тайны мира, природы, хочет он стать великим воином, охотником, богатырем. Его дядя и крестный Владимир, великий князь Киевский, дарит юноше три города «со крестьянами» (Курцовец, Ореховец, Крестьяновец).
Собирает Вольга дружину «хороброю» (храбрую): двадцать девять молодцев на «добрых конях», а он сам – тридцатый. Едет Вольга в свои города «за получкою» (данью с жителей).
В «чистом поле» слышат свист «оратая» (пахаря), скрип его сохи. Вроде рядом совсем, рукой подать – а три дня до пахаря ехали. Видят: в поле «орет» (пашет) статный молодец, ясноглазый, кудрявый, нарядный (в сафьяновых сапогах да бархатном кафтане). И кобыла ему под стать – сильная, и соха кленовая, крепкая. И работа в руках его кипит: пролегают борозды, пни корчуются.
Князь желает пахарю помощи от Бога. Узнав, куда и зачем едет князь, пахарь предупреждает его: города те известны разбойниками. Много путников ими ограблено, и немало было убито.
Пахарь сам на днях нарвался на них. Он пошел в город, чтоб купить целых триста пудов соли (неподъемный вес). А лихие мужички (было их больше тысячи) окружили его, стали денег требовать. Он их всех побил и домой пошел.
Смекнул Вольга, какой мощный богатырь перед ним, захотел его себе в помощники. Пахарь спорить не стал, оседлал кобылку, поехали. Что за диво: та кобыла шаг сделает, а у князя конь – едва поспевает за ней.
Вспомнил пахарь, что бросил на поле соху свою. Непорядок: ведь она ему еще пригодится. Отправляет князь пять удальцов спрятать ту соху под «ракитов куст» (иву). Но и пять, и десять молодцев не смогли соху оторвать от земли. Вся дружина поехала – и тоже напрасно. И пришлось пахарю самому вернуться. Он одной рукой ее вынул, бросил под кустик.
Едут дальше. А князь все кобылой крестьянской любуется. Была б конь – и 500 рублей за такого не жалко. Усмехнулся пахарь, даже глупым князя назвал: силу этой кобылки он разглядел, когда та жеребенком еще была. И как раз 500 рублей ей цена была. И не хуже она любого коня.
Удивился князь, захотел узнать, как зовут могучего, мудрого пахаря. И ответил пахарь ему: после трудов на земле, как наварит он пива из собственной ржи, угостит мужичков. Пьют те и похваливают – Микулу Селяниновича.
В Курцовце мужички сразу узнали пахаря (не забыли силу его кулаков). Поклонились они в ноги молодому князю, обещали исправно дань платить. На радостях Вольга назначил Микулу наместником всех трех городов.
Читательский дневник по былине «Вольга и Микула Селянинович»
Сюжет
Киевский князь Владимир дарит молодому князю Вольге Святославовичу три города в удел, для сбора дани. По пути дружина встречает молодого могучего красивого пахаря. Тот предостерегает князя: в городах тех – одни разбойники. Он недавно там соли купил, так горожане хотели его ограбить. Он побил их немного: тысячу человек, не больше.
Взял князь такого богатыря с собой. Пахарь спохватывается: соха на поле брошена. Вся дружина едет ее из земли выдергивать, прятать, но не может. Пахарь сам играючи делает это. И кобыла под ним – лучше княжеского коня. Князь узнает имя богатыря-землепашца: Микула Селянинович. Его он и ставит своим помощником по сбору дани в городах.
Отзыв
Образ Микулы овеян народной любовью, в былине он описан с помощью ласкательных форм слов, и одет он, трудясь, как на праздник. Богатыри совершают ратные подвиги, а Микула – трудовые. Впрочем, пахарь всегда может стать добрым воином. Крестьянин, простой человек – опора, кормилец страны. Защитит и себя, и князя своего, и землю свою.
Говорящее отчество у пахаря: от слов сеятель, селянин (а еще «сельга», пашня на месте леса). Личные качества важнее социального статуса. Чувство собственного достоинства присуще каждому человеку. Пахарь невзначай показывает свое превосходство над князем. Но в помощи не отказывает, на приветливое слово – дает совет. Былина учит единству, дружбе (пусть люди и из разных слоев).