Весна, рабочий поселок Куделино, улица Жан-Поля Марата (революционера), семья инженера по лесу (папа) и врача (мама). 13-летнему школьнику Дюшке (Феде) Тягунову ближе стихи Пушкина «Мадонна», чем математика. Потому что он впервые влюбился – в 14-летнюю Римку Братеневу, как Пушкин в красавицу Наталью Гончарову.
Санька Ераха, ему 14 лет, главный в компании ребят, сильный и жестокий, мучает животных. Кто добрый, честный – для Саньки «неженка». Однажды Дюшка поборол страх, и заступился за маленького синеглазого одноклассника Миньку Богатова, который не хотел мучить лягушку по приказу Саньки. Санька отступил, а Минька струсил, остался в компании.
Дюшка взрослеет, хочет справедливости, узнать, что такое жизнь и этот мир, время, хочет быть с друзьями – и один, не такой, как все. Чтобы биться со злом, Санькой, защищать все живое, – он носит в ранце кирпич. Минька уважает его за смелость. «Хочется любить и жалеть все на свете».
А дальше начались «перевертыши», счастье жизни и весны отступило перед проблемами, что есть в жизни у каждого.
В семью Тягуновых пришел учитель математики Василий, и не только отчитал родителей Дюшки, что из-за своей занятости забросили сына, но и возмутился, что Дюшка дружит с этим никчемным Минькой, у которого отец – добрый, но такой неудачник, нищие они. Выгоднее, чтобы мальчик дружил с 14-летним Левой Гайзером, умным, спортивным мальчиком.
Левка берется помочь Дюшке с математикой, они разговаривают о том, что человек после смерти опять возрождается, живет, в тех же «атомах». Вдруг и Римка – та самая Гончарова?
От Саньки Дюшку спас отец Миньки. Заступился. Хороший человек, стихи любит, но его даже жена не уважает, за то, что не зарабатывает много, и Минька его иногда стыдится. Лучшему другу Миньке Дюшка открывает секрет, что Римка – та самая Гончарова. На дне рожденья Минька Дюшка понимает, что его родители – хорошие люди, но разные, и несчастны.
Однажды Дюшка в уме решил сложную задачку – и его зауважали учитель и Левка. Дюшке кажется, что он все понял про жизнь и может сделать людей счастливыми. И вдруг видит, как идет парочка – Римка и Левка.
И понимает, что со своим кирпичом – жутко боялся Саньки. Боялся честно подраться. И тогда Дюшка пошел его бить, палача этого, скотину, который и человека может убить. Даже Левку, их разнимающих, Дюшка сгоряча разок ударил. Родители не понимают, почему было важно было не давать спуску злу – этому Саньке. В школе тоже видят в Дюшке преступника. Он и сам готов поверить, что плохой. И вдруг – друг Минька вступился за него, сказал, что зло – Санька, что у него – нож.
И опять «перевертыш» этой весны: Санька ударил ножом Миньку, но нож-то Минькин, сам его принес. Если Саньку оправдают, значит, всем хорошим людям беда. Дюшка готов свою кровь другу отдать, но его мама-врач уже отдала свою. Тогда Дюшка поддерживает отца Миньки. Поэта, которому его отец предлагает стать крановщиком.
Выжил Минька. И папа Дюшки маме принес нарциссы, как когда-то. И Дюшка узнал, что Левка совсем не любит Римку, а она его – очень. Такая прекрасная жизнь, но как же все в ней непросто.
Читательский дневник по повести «Весенние перевертыши» Тендрякова
Сюжет
Дюшке (Феде) Тягунову 13 лет, и этой весной он повзрослел. Впервые влюбился – в 14-летнюю Римку Братеневу, думает, что она – переродившаяся Наталь Гончарова, жена и муза Пушкина. Он понимает, как дорога каждая жизнь. Зло поселка – Санька Ероха, который мучает животных, и все ребята ему подчиняются. Дюшка спасает от Саньки Миньку Богатова. Они дружат. У Миньки – добрый отец, невезучий поэт, нищий, ни жена, ни сын, никто не уважает. А Дюшка думает, что не надо хороших людей переделывать. Этот человек защитил Дюшку от Саньки.
А потом Дюшка, бросив кирпич, идет лично разобраться с Санькой, бьет его. Минька заступается за друга – и Санька бьет его ножом. Минька выжил, Римка любит Леву Гайзера, умного парня, а он ее – нет. Родители (папа – инженер, мама – врач) видят в Дюшке личность. Вот такая она – эта жизнь: сложная, и все же прекрасная.
Отзыв
Повесть о взрослении, становлении характера, самостоятельности, первой любви. Повесть учит дружить, сопереживать, любить, приходить на помощь, быть честным не только с другими, но и с собой, не сдаваться, искать взаимопонимания в семье. Учит любить жизнь и людей, ценить каждую человеческую жизнь, защищать добро, талант, беззащитных и слабых, ценить время, красоту в повседневных моментах, разнообразие в жизни, взрослеть, делать выбор, быть честным, смелым, благодарным, верным.