Лето 1933 года, северный поселок, голод. 10-летнему Володе Тенкову, сыну «ответственного служащего», стыдно быть сытым. Ему жалко женщину, пившую разлитое на улице молоко, голодную учительницу Ольгу Станиславну, ребят.
Сквер заполняют умирающие куркули. Это «враги», раскулаченные крестьяне со всей страны, от России до Украины. Их путь лежит в ссылку, но сил добраться нет. На людей они не похожи. Это раздувшиеся «слоны» или «шкилетники». Тихие. Кору грызут. Дети смотрят, как они умирают. И начальник станции с милиционером Ваней Душным смотрят. Чтоб порядок был. Трупы вывозит Абрам на телеге.
Один доходяга 2 лошадей имел. В колхоз не шел. За это в сквер. Ему товарищ Дыбаков, секретарь партии, так и сказал. «Если враг не сдается – его уничтожают». Володя «ест» чужие жизни. Он тайком делится хлебом со «слоном» – откупается. Когда Володя кормит «слона» у калитки, его застает отец. «А хватит ли у нас хлеба накормить всех?» На этот вопрос у мальчика ответа нет. Для отца шкилетники – шакалы, для 7-летнего брата – развлечение, для матери – паразиты.
Раз пришло столько, что Володя заплакал и стал их гнать. Но жалость в нем не умирает. Он кормит паршивую собачонку. И свою совесть. Людям-то еще подают, а ей – никто. Собака ему не верит, ее саму пытались съесть. Пока она берет его хлеб – Володя может жить и есть. А начальник станции застрелился, не выдержал. У него такой собаки не было.
Уже взрослым рассказчик узнал, что в тот голодный год страна продала в другие страны 10 млн. центнеров зерна.
Читательский дневник по рассказу «Хлеб для собаки» Тендрякова
Сюжет
Голодное лето 1933 г., поселок на севере. Семья 10-летнего Володи Тенкова сыта, его отец – начальник. В сквере мрут «куркули», раскулаченные мужики, не доехавшие в ссылку. Володя кормит самого несчастного доходягу – и свою совесть. Но он не в силах помочь всем, и в слезах гонит «шкилетников» от дома. Он дает хлеб собаке, ведь ее никому не жалко. Она ест – и он может есть. А начальник станции не нашел такой собаки – и покончил с собой.
Отзыв
Хлеб для собаки – символ совести. Мальчику стыдно есть, пока вокруг мучаются от голода. Помочь кому-то – заслужить право и самому что-то съесть в этот день. Тема голода в стране, раскулачивания, врагов народа, несправедливости, жестокости, равнодушия, лицемерия, семьи. Быть сытым, быть добрым – стыдно. Тема жертв времени: это и люди-куркули, и та же собака, и потрясенный жалостью и стыдом Володя, его одноклассники, и начальник станции. Рассказ учит милосердию, будит совесть, изображает страшные картины той эпохи, заставляет задуматься: а как я бы поступил на месте героя?
Краткое содержание произведения – это «творчество» другого автора! Теряется всё обаяние, чувство и СУТЬ писателя-автора. Простите, чаще «пересказчики»-студенты, подрабатывающие на литературе…Для учащихся это ужасно ! Они НИКОГДА не прочитают в подлиннике ЧЕХОВА, ТОЛСТОГО, Достоевского… Мы СВОЮ литературу и СВОИХ ПИСАТЕЛЕЙ УНИЧИЖАЕМ для своих потомков… СТЫДНО!