Виссарион Белинский – Евгений Онегин (Статья):
Краткое содержание

На стыке 1844-45 годов автор «с робостью», страхом приступает к разбору поэмы Пушкина. Ведь в ней «вся жизнь, вся душа, вся любовь его», личность и творчество. «Онегин» – вещь историческая и очень русская по духу. Это «картина русского общества» в интереснейший момент его развития. Белинский обещает указать на ее достоинства и недостатки. Только хвалить не входит в его задачу.

Крылов, Державин, Жуковский, Батюшков – все следовали за образцами европейского искусства (немецкого или французского). Лишь Крылов рискнул стать национальным по духу автором, да и то не сразу. У самого Пушкина в «Руслане и Людмиле» что-то итальянское. Зато хороша малоизвестная баллада «Жених», народная по сути. С ней может потягаться разве что лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича…», но и она – лишь искусная стилизация, «проба пера».

Но истинно национальны даже не сказки Пушкина, а именно «Евгений Онегин». Ведь русский дух не в лаптях только. Если мерить лаптями, то и «Горе от ума», и «Герой нашего времени» не совсем «национальны», хоть и русские. Однако образованный, в европейском платье русский человек, вполне национален. Ведь русский, даже если и рядится в чужие одежды и обычаи, все равно чужой им. Одним словом, важны не сарафаны, а дух в произведении, не «простонародность», а «народность».

По форме в «Онегине» есть что-то от байронических поэм. Все эти авторские отступления, исповедальная нотка. Но, конечно, «Пушкин писал о России для России». Тем самым заложив основы новой русской литературы, дело которой продолжили Лермонтов и Гоголь. А сама поэма стала возможна только после открытий Крылова и Грибоедова.

Белинский иронизирует: многие до сих считают сюжет «Онегина» слишком простым и неестественным. Ну, еще бы: деревенская мечтательница влюбляется в петербургского «льва», франта. Он ее отвергает, мимоходом убивает жениха ее сестры, а спустя время сам влюбляется в Татьяну, петербургскую даму, жену генерала. Теперь уже она, как добродетельная венчанная жена, отвергает его. То есть, в конце – «ни свадьбы, ни похорон», одна «болтовня».

Однако герои Пушкина гораздо глубже. Онегин – не «чудовище», и не образцовый «положительный герой», а просто человек, как все. Он – представитель нового дворянства, взращенного реформами Петра Первого и Екатерины Второй. Литература (включая Карамзина с его сентиментальной «Бедной Лизой») «сословие превратила в общество». Толчком к расцвету послужил год победы над Наполеоном, 1812-ый. Таким образом, Пушкин изобразил хорошо ему знакомое сословие в период 1820-х годов. Впрочем, сейчас это роман своего времени, документ эпохи, а общество ушло вперед.

Героев в романе два: Онегин и Татьяна. Мужчина и женщина, светский человек и провинциальная мечтательница. Онегин как минимум не лицемер: он не притворяется, что кончина малознакомого дяди для него важна. Он не сухарь, в нем много чувства. Недаром же он приятельствует с поэтом Ленским. Он озлоблен, но не только против других, но и себя. Он – порождение своего века. Не гений, а «добрый малый», коих пруд пруди. Но это человек с беспокойным умом, не самодовольный. Одним словом, «эгоист поневоле», «страдающий эгоист», «недюжинная натура». Он изнемог в поисках своего предназначения в жизни. «Дюжинный» (обыкновенный) человек обычно этим не мучается. Онегин – «лишний» в обществе дюжинных людей.

Между тем он человек проницательный: мигом видит глубину натуры Татьяны, и обыкновенность Ольги. Его ответ на письмо девушки – отказ не ее наивному и страстному чувству, а необходимости жениться. Она обожала его, он хотел любви на равных. Пока все вокруг суетились и достигали успеха, он томился и скучал, не видя достойной цели. Воспламененный любовью к новой неприступной Татьяне, теперь он видит в ней идеальную возлюбленную, прошедшую через испытания, но сохранившую сердце. Онегин – натура деятельная, не «романтик», фантазер, как Ленский. Тот хорош только тем, что вовремя умер, как романтический герой, любимый читающей публикой. Что стало с Онегиным после отповеди Татьяны – неизвестно. Перенес ли он удар или сгинул, кто знает. Поэт обрывает повествование, считая его вполне законченным по смыслу.

Заслуга Пушкина – в достоверном изображении русской девушки. Та с детства подчинена одной цели: удачно выйти замуж, стать барыней. Натура Татьяна – иная, «вся из одного цельного куска», задумчивая, сильная, любящая, живущая чувствами, как герои ее любимых книг. Какой контраст с сестрой, простушкой Ольгой! «Редкий, прекрасный цветок». Она живет «жаждой любви». Для нее норма жертвовать собой, нести свой крест, идти на подвиг. «Гениальность спасает человека от пошлости». Татьяна – человек не книжных, выдуманных страстей, а настоящих. В Онегине для нее – притягательная тайна, а в его равнодушии – вызов, ловушка. Открыть свое сердце она может только старушке няне. И сколько истинно народного духа в последней!

В письме Татьяны, помимо искренности и глубины, есть что-то детское. Пушкин защищает ее от нападок чопорных лицемеров, для которых такое девическое письмо – верх неприличия. К седьмой главе страдающая героиня понимает Онегина, себя и жизнь. Пока только умозрительно. В финальной сцене объяснения с героем она упрекает его: зачем убил первое чистое чувство «смиренной девочки», а теперь толкает замужнюю женщину в омут, в чувство запретное? Ведь сейчас она, свободная внутри, связана цепями света и брака. «Другому отдана»: то есть, не по своей воле, но нерушимо.

Автор добавляет, что роман и его герои «росли» вместе с поэтом. Последние две главы отличаются особенной зрелостью ума и чувства. Сцена с няней, дуэль, визиты героини в дом Онегина – все проникнуто высокой поэзией. О многом поэт сказал вскользь, но это не отменяет факта: «Онегин» – энциклопедия русской жизни», народное по духу произведение. Роман повлиял на умы и нравы. И пусть сейчас он «устарел», это не мешает любить его новым поколениям русских людей.

Читательский дневник по статье «Евгений Онегин» Белинского

Сюжет

Автор статьи критик Белинский прослеживает путь развития русской поэзии и литературы: от подражания европейцам до самобытных произведений (поздних басен Крылова, «Горя от ума»). В этом ряду «Евгений Онегин» Пушкина – национальная «энциклопедия русской жизни» на определенном историческом этапе. Ведь русский дух не только в крестьянах, но и в дворянах.

Онегин – один из нас, обычный человек, но с чутким сердцем, безжалостным умом. Он – «эгоист поневоле». Он страдает, не найдя себе достойного призвания в жизни. В романе Пушкина героиня – на равных с героем-мужчиной. Это ново для русской литературы. Татьяна Ларина – глубокая натура, умеющая и любить, и идти на жертву ради долга. «Онегин», его типажи, как и многое в литературе, к моменту написания статьи (1844-45 г.г.) несколько устарели. Но его влияние на умы людей в свое время было колоссальным, а поэтика до сих пор пленяет самого взыскательного читателя.

Отзыв

В статье утверждается истинно русский дух пушкинского «Онегина», его народность. Герои романа – не книжные, а взятые из жизни, реалистичные, узнаваемые. Они – зеркало для читателя, документ той эпохи русского общества. Статья призывает быть требовательным к себе, искать свое место в жизни, ценить национальные достоинства и признавать недостатки. Белинский учит смотреть на любое произведение глубоко, аналитически, честно, прививает вкус к настоящей литературе.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Виссарион Белинский – Евгений Онегин (Статья) на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.