Профессор Григорьев принимает экзамен у работающего студента-заочника Николая по «Слову о полку Игореве». Тот не успел подготовиться, работал. Профессор допытывается, что студент думает про плен князя Игоря. Выясняется, что тот в 18 лет попал в плен. Бежал в группе из 7 человек. Профессор думает, что по ранению – оказывается, нет. И деревню парень не вспоминал в плену, потому что городской. Профессор такого не испытал, но через «Слово», посещая Киев, он вдруг понял, что такое плен, война, горе народное. На прощанье профессор дарит ему книгу «Слово о полку Игореве». Студенту стыдно, что за плен ему оценку хорошую поставили. А в зачетке – «плохо». Не сдал! И на книге подпись: учись, солдат, это тоже важно в жизни.
Читательский дневник по рассказу «Экзамен» Шукшина
Сюжет
Профессор Григорьев видит, что студент-заочник Николай не готов к экзамену по «Слову о полку Игореве». Вытягивая из него мысли про плен Игоря, он узнает, что парень сам был в плену в войну, бежал. Профессор сам не воевал, но он был в Киеве, читал «Слово» и понимает, каково это. Студенту неловко: ему не нужно «отлично» за плен. Но в зачетке – «плохо», а на подаренной профессором книге «Слова» – пожелание солдату учиться.
Отзыв
Рассказ о том, что во все исторические эпохи чувства людей одинаковы. Профессор – кабинетный ученый, студент – бывший солдат. Текст «Слова о полку Игореве» сближает их взгляды о войне. При этом профессор не считает свой труд меньше воинского. Он ставит честную оценку знаниям.
Рассказ учит ставить себя на место другого, стремиться к знаниям, образованию, самообразованию, изучать национальное искусство, чувствовать связь с народом, в том числе, в военное лихолетье.