Содержание:
Ермолай-Еразм начинает повесть с хвалы Богу и его святым.
На Руси есть город Муром, где когда-то правил князь Павел. Завистник дьявол подослал к его жене крылатого змея. Змей совратил княгиню на блуд. Людям он виделся в облике самого князя, правду знала только княгиня. И она не утаила ее от мужа. Он велел жене выспросить у змея – «от чего ему смерть должна приключиться?»
Змей выдает свою тайну. Смерть его ждет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». А у князя как раз есть брат с этим именем. Петр согласился покарать злодея, но не ведал, где взять такой меч. Однажды набожный Петр молился в Воздвиженском храме за городом. Там явился ему некий отрок и указал место хранения Агрикова меча: в щели алтарной стены. Петр меч взял и ждал удобного случая. Свидевшись однажды с братом, Петр заглянул в покои к княгине-снохе. И там вновь видит как бы брата своего. Он возвращается к Павлу и просит его пока никуда не выходить. Петр зарубил мечом мнимого «брата». Издыхающий змей принял свой настоящий облик. Забрызганный кровью змея, князь Петр тяжко захворал. Весь покрылся язвами и струпьями. Ни один врач не смог его исцелить.
В ту пору врачами славилась Рязанская земля. Князь Петр отправился туда. Один из его слуг забрел в село Ласково, где и увидел девушку, которая ткала холст. А рядом с ней скакал заяц. Он стал расспрашивать, где глава этого дома – она отвечала загадками. Но потом Феврония, дочь древолаза, добытчика дикого меда, объяснила ему свои слова. Он поразился ее мудрости. И рассказал ей, за каким делом пришел. Девушка велела привести князя к себе и поставила одно условие: она возьмется за лечение, если князь на ней женится. Князь решил обмануть простую девушку, сделал вид, что согласен. Феврония передала ему плошку с квасом (закваской). Попарившись в бане, этой мазью Петр должен был смазать все струпья, кроме одного. Петр решил проверить, так ли девушка мудра. И послал ей пучок льна. Пока он в бане – она пусть соткет рубаху, порты и полотенце. Феврония отправила в ответ обрубок полена: пусть князь изготовит из него ткацкий станок. Князь возмутился, что дело это невозможное. Феврония сказала, что его просьба о рубахе столь же невыполнима.
Уже в бане Петру стало легче, а утром тело его полностью очистилось, кроме одного струпа. Он послал девушке подарки, а сам уехал домой. И от одного струпа вновь пошли по его телу язвы. Он вернулся в Ласково и твердо обещал взять Февронию в жены. После смерти князя Павла стали они княжить в Муроме. Только бояре невзлюбили простолюдинку. Пытались они настроить против нее князя, мол, после еды сгребает со стола крошки, будто голодна. И один раз князь не замедлил разжать ей руку, а в ней – душистый ладан. Сослались бояре на своих жен: не хотят они такой княгини над собой. А однажды на пиру и вовсе стали гнать Февронию из Мурома. Пусть берет с собой, что хочет, и уходит. Княгиня попросила мужа. Бояре даже обрадовались: теперь кто-то из них начнет править городом.
Княжеская чета уплывала из Мурома на судах по Оке. И один женатый человек загляделся на княгиню. Она велела ему зачерпнуть воду с той и другой стороны лодки. И осведомилась – какова вода на вкус. Он ответил, что одинаковая. Значит, нечего ему мечтать о чужой жене, когда есть своя. Во время ночлега повар подрубил деревца, чтобы вешать котлы. Потом благочестивая княгиня благословила их – и деревья вновь стали большими. А вскоре явились притихшие бояре: оказывается, они передрались за власть, и теперь хотят, чтобы князь вернулся. Княжеская чета прибыла в город и долго правила с мудростью и милосердием. Оба умоляли Бога о смерти в один день. И завещали похоронить себя вместе, вытесав из одного камня два гроба с перегородкой. Оба приняли монашество. Он – с именем Давид, она – с именем Ефросиния. Он почувствовал приближение смерти первым. Она же упросила его подождать, пока закончит вышивать воздух (плат) для храма. Наконец, после молитвы оба скончались. Произошло это 25 июня. Люди дивились просьбе о погребении в одном гробу, и сделали по-своему. Давида положили у соборного храма Богородицы, поставили туда и тот самый гроб из камня, а Ефросинию погребли в Воздвиженском храме за городом. Но утром оба святых тела оказались в том самом едином для двоих гробе из камня. Еще раз люди пытались разлучить князя и княгиню, но чудо повторилось. До сего дня, если кто с верой приходит к их святым мощам, то получает исцеление от всякой болезни.
Автор завершает повествование хвалой святым супругам, и просит читателей помянуть и его в своих молитвах.
Читательский дневник «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма
Сюжет
В Муроме княжил князь Павел. Его супругу совратил крылатый змей, принимавший облик мужа. Убить его мог только брата князя – Петр, да еще Агриковым мечом. Подкараулив злодея, Петр так и поступил. Кровь змея попала на него – и он покрылся струпьями. В Рязани, где были искусные врачи, его слуги нашли Февронию из села Ласково. Она поставила условием исцеления женитьбу князя на ней. Он сделал вид, что не против. Получив мазь из хлебной закваски и указание не мазать ею один струп, Петр отправился в баню. Наутро же он исцелился, велел дать девушке подарки, а сам вернулся в Муром. От того струпа его тело опять покрылось язвами. В обмен на лечение, он дал согласие на брак. После смерти брата, Петр стал княжить. Бояре невзлюбили княгиню. Настраивали и мужа против нее, а однажды и вовсе выгнали из города. Но разрешили взять с собой, что хочет. Она позвала с собой князя Петра. Вскоре бояре, передравшись за власть, позвали их обратно. Княжеская чета достойно правила городом. Спустя годы оба приняли монашество (он получил имя Давид, она – Ефросиния) и умолили Бога о смерти в один день. Велели и похоронить себя в гробу из одного камня, разделенного на две части. После их кончины люди дважды пытались разлучить святую чету, но те чудесным образом вновь оказывались в том самом гробе. И до сих пор к их святым мощам приходят с верой люди, прося и получая исцеление.
Отзыв
Повесть о христианском браке, супружеской верности, единстве помыслов и дел. Тема готовности отказаться от всего, лишь бы не разлучаться с любимым человеком. Терпение в испытаниях, надежда на Бога всегда оправдают себя. Человек должен жить по совести, держать слово, судить не по внешности, а по поступкам.