Содержание:
Часть I. Талисман
Париж, Пале-Руаяль, конец октября. В один из игорных домов входит белокурый молодой человек лет двадцати пяти, на вид – неопытный игрок. Его имя – Рафаэль де Валантен (то есть, он обедневший аристократ). С лицом самоубийцы, словно ангел, сбившийся с пути, он делает своей ставкой единственную золотую монету. Даже бывалым игрокам больно на него смотреть.
Рафаэль проиграл. Насвистывая песенку, он уходит. И хочет броситься в Сену с Королевского моста. Живой он ничего не стоит: «социальный нуль», талант без покровителей. А мертвый – целых 50 франков, которые за выловленный труп дадут лодочнику. «Этот полумертвец» умудрился одарить мелочью нищих мальчишку и старика. Потом до тошноты, дожидаясь ночи, он бродит в центре блестящей столицы. И раз даже засматривается на премилую незнакомку. Напоследок Рафаэль забредает в лавку древностей. Как человек «с душой поэта» и ученого, в великолепии предметов искусства он на миг забывает о своих несчастьях.
Хозяин лавки, сухонький бледный старичок с пронизывающими глазами (как позже выяснилось, 102 лет от роду), лично продемонстрировал «покупателю» Спасителя кисти Рафаэля. Невольно юноша выдал свое желание умереть. Старик выпытывает причину, Рафаэль называет беспросветную нищету. Тогда торговец обещает сделать его могущественнее любого короля.
Он привлек внимание юноши к висевшему на стене лоскуту шагреневой кожи, «не больше лисьей шкурки», с печатью Соломона на обратной стороне. Надпись на коже гласила: «Желай, и желания твои будут исполнены. При каждом желании я буду убывать, как твои дни». Старик поведал, как обрел внутреннюю свободу: деньги, вещи, желания не имеют над ним власти. И потому он стал богат. В его душе, мыслью, создаются и рушатся миры. Касаемо волшебной кожи он сообщил, что множество людей, узнав все условия сделки, отказались от нее.
В ответ Рафаэль схватил талисман и пожелал себе всех наслаждений этого мира. А старику – влюбиться в хорошенькую танцовщицу. Уже на улице он сразу столкнулся со своими приятелями. Они зазвали его в сотрудники оппозиционной королю политической газеты. Юноша готов был поверить, что это совпадение, что талисман тут ни при чем.
Один из друзей, журналист Эмиль, ведет Рафаэля на роскошный ужин к банкиру Тайферу. Там захмелевшая компания изощряется в смелых разговорах о политике, религии, морали. После ужина друзья наслаждаются беседой с куртизанками Акилиной и Евфрасией. Обе смеются над жизнью добропорядочных женщин. Каждый их день богаче на события и чувства, чем у «честной мещанки» целых десять лет.
Рафаэль рассказывает другу историю своей жизни, историю человека, чье сердце, хрупкое, как цветок, ломается «от легкого прикосновения».
Часть II. Женщина без сердца
После обучения в колледже, с семнадцати до двадцати одного года, Рафаэль был под гнетом «отцовской воли» (мать юноши рано умерла). Тот ввел для сына спартанский режим дня, лишил карманных денег, следил, чтобы Рафаэль прилежно постигал юриспруденцию. Однажды юноша, чья голова кружилась при мысли о развлечениях, свойственных беспечной юности, похитил деньги из отцовского кошелька. В игорном доме ему улыбнулась удача. Это событие совпало с моментом доверия отца к сыну.
Отныне он ежемесячно получал от родителя сто франков на свои расходы. Рафаэль решил оправдать доверие отца. Он взял на себя бремя борьбы за пошатнувшееся состояние семьи, вел бесконечные судебные тяжбы, заводил полезные знакомства. Однако судьба была к ним не благосклонна. Семейство было полностью разорено. В их собственности остался лишь островок на Луаре с могилой матери Рафаэля. Отец, расплатившись с кредиторами, лишившись всего, спустя 10 месяцев умер от горя. В 22 года, в 1826 году, юноша в одиночестве проводил гроб своего отца на кладбище.
Юноша, подававший надежды, успевший полюбить искусство и красоту, замкнулся в себе. Он мечтал о великом, но прозябал в ничтожестве, хотел дружить, но был одинок. Он грезил вечной любовью, но наталкивался на фальшь. Все чаще юноше приходила в голову отчаянная мысль покончить с собой. Однако одиночество и печаль многому его научили. Он обрел способность размышлять и наблюдать. Впрочем, сейчас, на пороге двадцати шести лет, ему приходится признать, что все мечты о великом будущем были химерой.
А тогда он жил на гроши, и хранил богатство своей души.
Юноша был занят созданием труда под названием «Теория воли». В ту пору он проживал в гостинице госпожи Годэн. И она сама, и ее 14-летняя дочка Полина, сущий ангел, покровительствовали бедному юноше. В благодарность он выучил Полину игре на фортепьяно. Юноша видел в ней сестру, ребенка. Признаться, в пору бедности, он и думать не смел с кем-нибудь связать свою судьбу. Тем более с девушкой-замарашкой.
На исходе 1829 года старый знакомый Растиньяк ввел юношу в высший свет парижского общества. Он распалил воображение Рафаэля рассказом о «полурусской парижанке» молодой неприступной графине Феодоре. Впервые Рафаэль увидел ее всю в белом. Он изучал ее светло-карие глаза, ее сросшиеся брови и сияющие белизной плечи. Безумствуя, юноша раз спрятался в ее спальне. Однако душа графини влекла его не меньше, чем тело. Однажды он помог обрести ей покровительство своего родственника герцога де Наваррена.
В момент, когда он думал, что очаровал ее, эта женщина предложила ему свою дружбу. Как оказалось, она всех подозревала в посягательствах на ее богатство. Выходит, и он, как и все, получил у графини отставку. Кажется, она проникла в тайну его бедности. Разочарованный, юноша вернулся домой. Там его уязвленную гордость подлечило искреннее внимание и сочувствие Полины. Впрочем, он все равно подумывал свести счеты с жизнью.
Через Растиньяка Рафаэль получил заказ на создание мемуаров о жизни своей тетушки-аристократки. Потом впутался в кредиты. В конечном счете, беспутные друзья испытали удачу в игорном доме – и она была к ним благосклонна (еще бы, целых 27 тысяч франков осели у них в карманах!). Выиграв кучу денег, они вскоре просадили их. Тогда Рафаэль вновь оказался на мели. Именно в тот октябрьский день он и направился в Пале-Руаяль, чтобы поставить на кон свою последнюю золотую монету.
Закончив свой рассказ, Рафаэль вспомнил про чудесную шагреневую кожу. Он мигом пожелал себе 200 тысяч ежегодного дохода. Уже утром он получает весть о наследстве от внезапно скончавшегося майора О’Флаэрти. После исполнения желания юноша заметил, что лоскут негибкой кожи уменьшился в размере. А значит – и срок его собственной жизни.
Глава III. Агония
На исходе декабря в фешенебельный особняк маркиза де Валантена явился его старый наставник господин Поррике. Верный и в бедности, и в богатстве слуга Ионафан поведал учителю, что маркиз живет сущим отшельником, подавляя в себе все желания. Когда Поррике, оставшийся без куска хлеба, смиренно просил бывшего ученика похлопотать о восстановлении его в должности инспектора колледжа, тот опрометчиво пожелал, чтобы это произошло. Потом Рафаэль спохватился: кожа существенно уменьшилась в размерах.
Однажды в театре молодой маркиз встретил старых знакомых. Хозяина лавки древностей, очарованного танцовщицей Евфрасией (как и пожелал в свое время юноша), графиню Феодору с очередным воздыхателем, и юную незнакомку. Как оказалось, это была Полина, теперь наследница миллионного состояния. Ее отец-офицер был в плену, потом попал в Индию. Тогда-то он и обрел несметное богатство. Вернувшись, он сделал свою жену баронессой.
Утром, не считаясь ни с чем, Рафаэль пожелал, чтобы Полина влюбилась в него. Однако кожа и не подумала сократиться в размерах. Ведь девушка и так любила своего Рафаэля. Они договорились о встрече в той самой гостинице, где когда-то жили. Девушка обещала передать Рафаэлю забытые им рукописи.
Оба не стали скрывать своих чувств. Ей не нужно от него ничего: ни титула, ни денег. Только бы сказать ему: «Ты мой», только бы бросить к его ногам всю жизнь. Они условились, что поженятся через пару недель.
Между тем, после измерения шагрени молодой маркиз выяснил, что жить ему осталось не более 2 месяцев. В отчаянии он выбросил злосчастный талисман в колодец. Он больше не хотел быть рабом судьбы.
Однажды садовник преподнес ему выуженную из колодца шагреневую кожу. Кусок ее был не больше «шести квадратных дюймов». Полина дрогнула, увидев, как побледнел ее возлюбленный.
Сохраняя хладнокровие, Рафаэль разыскал почтенного зоолога Лавриля. Тот проконсультировал его на предмет происхождения кожи. Зоолог объяснил, что в руках Рафаэля – кожа онагра, осла редкой породы, упомянутого еще в Священном Писании. Впрочем, он заверил, что ее можно растянуть, как и любой кусок кожи. Однако ни механик, ни химик не смогли этого сделать.
Молодой маркиз, давно заметивший признаки чахотки, созвал консилиум врачей. Их рекомендации лишь рассмешили его. Он знал, что ни перемена климата, ни пиявки не смогут продлить ему жизнь. Однако Рафаэль в тщетной надежде поправить здоровье отправился на воды в Экс.
Там отдыхающие из высшего общества отшатнулись от него. Рафаэль казался им опасно больным. В сговор с ними вступил даже доктор курорта. С фальшивым оптимизмом он заверил маркиза, что болезнь его не столь тяжела, что ему лучше лечиться дома, а не здесь. Наконец, поползли слухи, что кто-то из курортников готов укокошить заразного больного на дуэли. И этот слух оказался правдой. Во время поединка Рафаэль убил своего противника. Он заметил, что предательская кожа уменьшилась еще больше.
Рафаэль перебрался в сельскую хижину, где простые люди приняли его с теплотой. Он заметно ослабел. Чужая жалость ранила его сердце. Наконец, слуга Ионафан разыскал его и увез домой. С Полиной маркиз видеться не хотел, ее любовные письма сжег.
Де Валантен выпросил, чтобы господин Бьяншон выписал ему опиумную настойку. Ему хотелось пребывать на грани сна и яви. Однажды незадачливый слуга созвал в его дом друзей. Но Рафаэля больше ничего не связывало с ними, как, впрочем, и с жизнью вообще.
В себя Рафаэль пришел от голоса прекрасной Полины. Возлюбленная, видя его состояние, готова была умереть вместо него, покончить с собой. Рафаэль открыл ей тайну шагреневой кожи, отнимающей жизнь. Теперь кожа была не больше листка барвинка.
Опьяненный страстью, желанием быть со своей любимой, он бросается в объятия Полины. Этот порыв оказывается губительным для умирающего. На ее руках он умирает. Полина видит в себе причину гибели Рафаэля.
Эпилог
Судьба Полины, идеальной возлюбленной всех времен и народов, в тумане. Кажется, ее жизнь немыслима без любимого человека. Она, как видение, которым любуются все романтические пары, словно исчезает из жизни, истории. Зато графиня живет и здравствует, разъезжая по театрам.
Читательский дневник по роману «Шагреневая кожа» Бальзака
Сюжет
Обнищавший молодой маркиз Рафаэль де Валантен, проиграв последние деньги, хочет утопиться. Он попадает в лавку древностей, где хозяин предлагает ему кусок шагреневой кожи, исполняющей желания. Впрочем, с каждым желанием уменьшается продолжительность жизни владельца кожи. Рафаэль желает себе денег. В прошлом он обжегся, влюбившись в расчетливую, холодную сердцем, графиню.
Теперь он полюбил Полину, девушку, которая была предана ему в период бедности. У ее матери он снимал комнату. Сама она, благодаря удаче отца-военного, тоже разбогатела. Размер лоскутка ослиной кожи катастрофически уменьшается с каждым неосторожным желанием. Рафаэль понимает, что ему отпущено месяца два, не больше. Он уезжает лечиться. Знать сторонится его, чахоточного. Зато жалеют простые люди. Вернувшись домой, он показывает клочок кожи Полине, обнимает возлюбленную – и умирает в ее объятиях.
Отзыв
Нравы парижского высшего света, развращенного и черствого. Столкновение неискушенного человека с соблазном роскоши, беспечного прожигания жизни. Шагрень как символ желаний, лишающих жизни. Сочетание фантастического элемента с реальностью. Тема поиска идеальной любви. Иногда человеку стоит бояться своих желаний. Нередко богатство опустошает душу, человек забывает о своих прежних целях, обретя его. Тема эгоизма, безответственности, легкомыслия, пресыщения страстями, равнодушия к чужой беде. Контраст любви взаимной и неразделенной, отношений в среде богатых и бедных. За все в этой жизни приходится платить.