Содержание:
Узнал царь Иван (Грозный), что за Уралом есть богатая земля Сибирь. И правит в ней злой хан Кучум. Так захотел царь Сибирь покорить, своей сделать, что заболел. Боярам ничего не сказал о мечте своей, а слуге-крестьянину открылся: нужен ему для дела «храбрый да удалый» человек. Слуга посоветовал атамана донского казака Ермака Тимофеевича. Год искали казака – не нашли. Царь слугу в богатые доспехи одел и тоже на поиски отправил. Но слуга все снял и пошел, как странник.
Встречный странник сказал ему, что Ермак на Урале. Передал слуга просьбу царя семье казака. Пришел Ермак, вольный казак, в Москву к царю без поклона, даже шапку не снял. Царь сказал Ермаку искупить вину вольных набегов – взять Сибирь. Собрал атаман казаков и пошел до Тобола, а оттуда на лодках до Иртыша. Победили казаки ханское войско. Много воинов полегло и с той, и с другой стороны. А Кучума убили – он обманщик был. С тех пор «русские могут жить в Сибири». И местным жителям при русских стало легче. До сих пор жива в народе память о Ермаке и его службе Руси в деле присоединения земли сибирской.
Читательский дневник по преданию «О покорении Сибири Ермаком»
Сюжет
Царь Иван задумал покорить Сибирь. Через слугу из крестьян он находит для похода казачьего атамана Ермака Тимофеевича. Ермак царю не слуга, но для России рад стараться. Он побеждает хана Кучума. Русские заселяют Сибирь. Народ помнит подвиг Ермака.
Отзыв
В основе любого предания – реальное событие (Сибирь на самом деле была покорена при царе Иване Грозном). Оно передается устно, от старшего поколения к младшему. В любом предании есть достоверные подробности. Например, названия мест, имена, даты (царь Иван, казак Ермак, Тобол, Москва, хан Кучум). Предание о Ермаке сложили с целью показать, что опора царя и лучшие советчики – верные люди из народа, крестьяне, казаки, странники-богомольцы. Тема побед русского оружия, подвига, славы Руси, завоевания и освоения Сибири. Предание учит знать и помнить историю своей страны, ее героев, гордиться ею.
Правда и вымысел
Поход атамана Ермака в Сибирь состоялся в 1581-82 г.г., во время царствования Ивана IV (Грозного). Сибирь и ее богатства стали русскими. Увеличилась территория Русской земли, кочевники перестали угрожать ее границам. С Ермаком на самом деле был не очень большой отряд казаков. У хана людей было больше, но они хуже воевали и считали выгодным подчиниться русскому царю. Однако не царь, а купцы Строгановы позвали отряд охранять их владения от хана. Атаман сам решил взять Сибирское ханство для России. Кучум действительно был убит, но прежде был убит сам Ермак. Вымысел, сказочный элемент – беседа царя и слуги-крестьянина, царя и атамана.
Средства художественной выразительности
- Эпитет: Руси святой, верного казака, богатства несметные.
- Метафора: в Сибирь ворота открыты.
- Сравнение: как в поле ветер гуляет, злой, как волк.
- Инверсия: подумал слуга, службу добрую.
- Гипербола: всех баб и мужиков пересчитали, всех конных и пеших порасспросили.
- Метонимия: бился Ермак с Кучумовыми людьми, куда русская душа не хаживала.
- Фразеологизм: куда глаза глядят, ни слуху ни духу, не носить бы тебе головы на плечах.
- Риторический вопрос: кого гром не оглушит?
- Обращение: Ермак Тимофеевич, царь-батюшка, наш атаман.
- Топонимы: Дон, Урал, Тобол.
- Устаревшие слова: хвороба (болезнь), одежа (одежда), посейчас (до сих пор), перечить (противоречить).
План
- Желание царя присоединить Сибирь.
- Слуга-бедняк и его совет искать атамана Ермака.
- Встреча царя и Ермака.
- Разгром хана Кучума казаками.
- Сибирь и все добро ее – русские.
- Освоение Сибири.
- Память о народном герое Ермаке.
Цитатный план
- «Как царство хана покорить».
- «Кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?»
- «Зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак».
- «Службу верную для Руси святой отслужу».
- «Излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи».
- «Теперь русские могут жить в Сибири».
- «Потому мы про Ермака Тимофеевича помним».
Классный сайт
Очень полезный сайт. Поставила его в закладки. Буду с внуками изучать. Спасибо.