Из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Глава 1
Повествование идет от лица автора. В Киеве женится сын есаула Горобца. Среди гостей – славные воины: козак Микитка (борец с поляками), «названый брат» (брат по оружию, друг) есаула Данило Бурульбаш с красавицей женой Катериной. Хотел народ послушать байки старого отца Катерины (он много лет провел в чужих краях), но тот на свадьбу не приехал.
В разгар праздника есаул вынес две старинные чудотворные иконы, чтобы благословить сына и его жену. От вида святых икон один гость оборачивается клыкастым горбатым стариком. Все узнают в нем колдуна. Есаул пошел против него с иконами – и тот исчез.
Глава 2
По Днепру движется дуб (лодка из дубового бревна), в нем Данило с женой и годовалым сыном Иваном возвращаются домой. Катерину напугал колдун, Данило зарится на его золотишко. Огибая кладбище, все на мгновенье видят вставших из земли мертвецов.
Глава 3
Заднепровье, хутор Данилы Бурульбаша. Отец Катерины затевает скандал. После упреков Данилы, что нет в нем «козацкого сердца» и христианской веры, старик бьется с зятем на саблях, ранит его. Катерина разнимает дерущихся.
Главы 4-5
Козаки ждут нападения поляков. Катерина передает мужу вещий сон, где отец ее – и есть тот колдун. Бурульбаш и Стецько идут в ночную разведку и видят в заброшенном замке старика-отца. Катерина права – это тот самый колдун. Он вызывает душу Катерины, через нее домогается любви дочери.
Катерина узнает от мужа, что отец колдун, убийца ее матери. Для нее он теперь не отец, а «антихрист», «богоотступник».
Главы 6-7
Старика в цепях сажают в подвал. Он не только колдун, а еще и предатель Родины, сообщник поляков. Выйти сам не может: стены подвала сложены руками святого человека. Чтобы избежать казни, старик разжалобил дочь. Обещал молиться до конца жизни, каяться за грехи. Выпустив его, Катерина боится признаться в этом мужу. Тот уверен, что колдуну сам черт помог сбежать.
Главы 8-9
Ляхи (поляки) уже близко, пьют «в корчме» на границе, готовятся напасть на хутор Бурульбаша. Данило чувствует, что скоро умрет. Козакам на выручку мчится есаул Горобец. Ляхи разгромлены, угнаны в плен. Но поздно: в бою Данилу застрелил старый колдун-перебежчик. Умирающий просит передать жене, чтобы берегла сыночка.
Главы 10-11
«Чуден Днепр при тихой погоде». Нет другой столь же прекрасной реки в мире. Ночью через «старый, синий Днепр» переправляется колдун. В лесу у него землянка. Он вызывает душу дочери, но вместо нее видит незнакомое грозное лицо.
Катерину с ребенком в Киеве приютила семья есаула Горобца. Молодой вдове неспокойно, ведь ее душа во власти злодея. Колдун приказывает, чтобы Катерина пошла за него замуж. А иначе – убьет ее сына. Вся семья Горобца охраняет ее.
И однажды ночью в доме, полном козаков, преступление совершается: мальчик в колыбельке зарезан.
Глава 12
Из-за дальних гор приближается к горам Карпатским на богатырском коне громадный всадник в доспехах. Глаза воина закрыты: он спит. За спиной у него сидит спящий младенец. Всадник въезжает на Криван, высочайшую вершину, и конь под ним встает как вкопанный.
Глава 13
День и ночь с кинжалом в руке, потерявшая от горя рассудок, Катерина ищет своего отца, чтобы убить. Раз приехал на хутор видный козак Копрян, товарищ Данилы по боям против турков. И сказал, что Данила, если погибнет, обещал ему свою жену. Катерина вмиг раскусила обман, кинулась на него с ножом. Колдун отнял нож и «убил безумную дочь свою».
Глава 14
За Киевом открылся чудесный вид: стало видно все до самого Черного моря. Самые зоркие разглядели Крым и болотный залив Сиваш, страну Галичскую и укрытые снегом Карпаты. А на Криване высилась фигура всадника. И взглянул на него колдун, и узнал то лицо, что непрошенным явилось на его зов. Понял он, что возмездие близко, кинулся к святым пещерам Киевским.
Глава 15
Стал колдун умолять, чтобы схимник-монах, сидевший над книгой, помолился о нем. Но у схимника в книге проступила кровь. Понял праведник, что перед ним ужасный злодей, отказался молиться. Колдуну показалось, что монах смеется над ним. И убил он святого человека.
Помутилось все в голове его, стало все равно. И решил он податься к крымским татарам. Только конь уносил его все дальше и дальше – прямо к Карпатам. И увидев его, расхохотался огромный всадник. И схватил рукой нечестивца – в тот же миг от страха колдун скончался. Всадник швырнул его в пропасть.
Поднялись мертвецы из земли, стали рвать зубами злодея. Рвался к трупу самый «великий мертвец», да не смог приподняться – только растряс всю округу.
Глава 16
Город Глухов. Слепой бандурист затягивает песню о былых временах (теперь рассказчик – он). Вначале поет о козацком могуществе при гетманах Сагайдачном и Хмельницком. А потом о короле Степане (Стефан Баторий, 16 век), и живших тогда двух козаках – Петре и Иване. Все у них было пополам, и радость, и горе.
Раз король обещал озолотить козака, который изловит свирепого турецкого пашу. Иван с Петром разошлись по разным сторонам, чтоб друг другу не мешать. И паша был пойман Иваном. Король дал Ивану денег, скот и землю за Карпатами. И Иван разделил награду по-братски. Но от зависти стал Петр сам не свой. И решил отомстить названому брату.
По пути на дарованные королем земли Петр сбросил уснувшего на коне Ивана вместе с маленьким сыном в провал. Козак с мальчиком удержался на краю, но Петро столкнул их обоих в пропасть.
После смерти богача Петра Бог судил души братьев. И дал власть Ивану выбрать наказание для убийцы. И тот попросил: пусть не будет счастья потомкам Петра, а последнего из них, худшего колдуна на земле, он собственноручно сбросит в пропасть.
И пускай все мертвецы проклятого рода, кроме Петра, мстят злодею, грызут его кости. А «великий мертвец» Петро только зря трясет землю, не в силах привстать.
Бог сказал, что страшна эта казнь и месть. Впрочем, «пусть будет все так». Но и всадник Иван не узнает покоя и Царства Небесного, пока все сказанное не совершится.
Читательский дневник по повести «Страшная месть» Гоголя
Сюжет
На хуторе живет козак Данило Бурульбаш с женой Катериной, маленьким сыном и тестем. Отец Катерины – колдун, убийца, предатель. Один раз Данило видит, как тесть вызывает душу дочери, требуя любви Катерины.
Из-под замка в канун казни отца выпускает дочь. Вместо молитв он берется за старое. Вместе с ляхами убивает Данилу, а потом и внука. И идет брать в жены дочь. Она борется с «женихом», он ее убивает. Расплата близка, колдун требует молитв у святого старца. Тот не хочет молиться о нем – и колдун убивает святого.
На Карпатских горах высится на коне всадник-великан с младенцем. Колдун не в силах бежать от него. Всадник сбрасывает его в пропасть. Из песни бандуриста люди узнают, что давным-давно Петр из зависти убил брата Ивана и сына его. Бог позволил Ивану проклясть убийцу и весь род его. Отец Катерины – последний в роду злодей.
Отзыв
Повесть вдохновлена фольклором. В названии – предупреждение всем, кто думает, что зло останется безнаказанным. Колдун – образ худшего грешника, Каина и Иуды, и самого дьявола. Пейзаж как действующее лицо. Тема Божьей кары, гибели души, проклятия, зависти, предательства, алчности. Тема Родины, семьи, любви, чести, долга, пресечения рода. Сочетание реализма, историзма (16-17 вв.) с фантастикой. Злодей всех считает злыми. История учит быть честным, добрым, защищать свою землю, веру, душу, дом и обычаи.