Содержание:
«Так начнем повесть сию»
После Всемирного потопа (от вод которого спаслась всего одна семья) три сына Ноя – Сим, Хам и Иафет – по жребию разделили землю между собой и условились о ненарушении обозначенных границ. Сим получил восток, Хаму достался юг, а Иафету – «северные страны и западные». Еще единое человечество больше сорока лет возводит в поле столп до небес (Вавилонскую башню). Бог разрушил столп ветром, разделил людей на 72 народа и «рассеял по всей земле». От одного из этих народов, от потомков Иафета, и произошли славяне. Первые из них селились по Дунаю, затем по Днепру – поляне и лесные древляне, по Десне – северяне, озеру Ильмень – словене.
Святой апостол Андрей, проповедуя на побережье Черного моря, добирается до устья Днепра. Однажды он, обозревая окрестности, пророчествует, что «на этих холмах воссияет благодать Божия», и будет основан великий город.
Среди полян в ту пору жили три брата: Кий, Щек, Хорив. И была у них сестра Лыбедь. На благословленном апостолом Андреем месте был ими возведен город, названный именем старшего брата Кия – Киев. После кончины братьев хазары осаждают полян, и требует с них дань. И получают от каждого дома по мечу. Хазары смекнули, что придет время, и эти люди смогут постоять за себя. Так и вышло: русские князья хазарам спуску не давали.
В 852 году в греческих летописях впервые упомянута «Русская земля». Племена, жившие на ней, устали от вражды между собой и нападений внешних врагов, и решили избрать себе одного главу, князя. В Новгороде им стал Рюрик из варяжского племени «русь». Княжили и его братья – Синеус и Трувор, а после их смерти Рюрик сосредоточил всю власть в своих руках и сам уже назначал, кому где править. В его правление два боярина Аскольд и Дир ходили в поход на Византию, покорять Царьград. Заступничеством святой Богородицы, после молитв императора и патриарха, буря разнесла в щепки корабли славян-язычников.
После кончины Рюрика в 879 году княжить должен его сын Игорь. Пока он не подрастет, правит Олег, родственник Рюрика. Олег берет множество городов, захватывает занятый Аскольдом и Диром Киев. Олег провозглашает Киев столицей и «матерью русским городам». Олег победил византийцев и прибил свой щит на воротах Царьграда. Тогда же ему досталось прозвище «Вещий». Ему было предсказана гибель от любимого коня. Когда же конь издох и истлел, Олег пришел взглянуть на него и посмеяться над предсказанием. Олег поддал ногой конский череп, а из него показалась змея. От ее укуса Олег и умер.
В 913 году княжить начинает Игорь. Древляне подняли мятеж против князя, но он усмирил их и назначил дань больше прежней. А после одного неудачного похода на Византию вновь возглавил войско и на кораблях двинулся к грекам. Устрашенные, те пообещали богатую дань. Был заключен и мирный договор. В 915 году на Русскую землю пришли печенеги. Князь Игорь смог заключить с ними мир.
В 945 году дружина во главе с Игорем направилась за данью с древлян. Получив ее, он позволил дружине вернуться домой. Сам же с частью дружины остался, ища, чем бы еще поживиться у древлян. Возмущенные древляне умертвили князя и его дружинников и погребли под городом Искоростенем. Жена Игоря Ольга осталась вдовой, сын Святослав – сиротой. Зазнавшиеся древляне решили выдать Ольгу за своего князя. Дважды приходили древляне к Ольге, и каждый раз она предавала их лютой смерти. Наконец, княгиня с дружиной явилась на земли древлян и истребила значительное число врагов своих.
Княжение Святослава, сына Игоря
В 955 году красота и разум Ольги покорили сердце византийского царя Константина. Он хотел взять ее в жены. Язычница Ольга пожелала принять крещение и попросила Константина стать ее крестным. Нарекли ее новым именем – Елена. Мудрая княгиня «перехитрила» царя: она отказалась выйти за него, потому что теперь он ее крестный отец. Со многими дарами возвратилась она в Киев молиться об обращении к Богу и сына, и всей земли Русской. Но Святослав креститься не желал. Он был славный воин, одолел хазар, болгар, и стал княжить в Переяславце на Дунае, месте бойкой торговли товарами со всего света. После осады Киева печенежским войском он помог отбить город, а затем вернулся в Переяславец. Болгары воспротивились его возвращению, но он одолел их в бою.
И пошел Святослав на Византию с десятитысячным войском, а греки выставили против него стотысячное. «Не посрамим земли Русской» – обратился к воинам князь. После великой битвы греки были принуждены заключить мир со Святославом. На пути в Переяславец он был убит печенежским князем Курей, сделавшим из черепа его себе чашу для вина. «А всех лет княжения Святослава было 28».
После смерти наследников Святослава княжить начал его сын от связи с простой ключницей матери. Он был язычник и участвовал в принесении жертв идолам (Перуну и прочим). Жен у Владимира было четыре, а наложницы исчислялись сотнями.
И явились к Владимиру «болгары магометанской веры» (мусульмане) и расхваливали ислам перед ним как лучшую веру. Князя отвратили запреты на употребление вина и свинины. Выслушал он и посланников папы Римского, и хазар-иудеев, и греков. Последние особенно пришлись ему по душе. Однако он послал своих людей проверить на месте – какова каждая из вер. Те вернулись с ответом, что Бог с греками, и на службе их они не знали «на небе или на земле» находятся. Так князь выбрал христианскую веру.
В 988 году Владимир взял греческий город Корсунь и потребовал у византийских царей-соправителей себе в жены сестру их. Дал он слово принять крещение. Только тогда согласились греки. А перед таинством князь внезапно ослеп. Вновь прозрел он уже после крещения. На месте всех идольских капищ Владимир велел воздвигнуть церкви. Весь народ созвал князь на Днепр креститься. Несметное людское море вышло к Днепру, чтобы присоединиться к вере своего князя и его бояр. Жители всех городов и сел становятся христианами. Заботится князь и о книжном просвещении народа: велит отдавать детей в ученье.
Печенеги тем временем устраивали дерзкие набеги на города. На реке Трубеж перед началом битвы состоялся бой между могучим печенегом и русским юношей. Победил русский. Спустя несколько лет печенеги приходят под Киев. Чудом спасшись, Владимир ставит Преображенский храм и благотворит нищим и убогим. А вот жители осажденного Белгорода обманули печенегов так: выкопали два колодца, в каждый поставили по котлу, один с киселем, другой с узваром из меда. И позвали печенегов удостовериться, что русских сама земля кормит, и осада будет бесполезной. Печенеги оставили город.
Об убиении Бориса и Глеба
После смерти Владимира княжить стал Святополк. Несмотря на щедрые подачки, он не смог расположить к себе сердца людей – многие стояли за другого княжеского сына, Бориса. И хотя Борис отказался силой взять власть, Святополк задумал его извести. Посланные им люди пронзили Бориса копьями. Оставался в живых еще один брат – Глеб. Святополк окаянный велел убить и его. Страдальца зарезал собственный повар. Оба незлобивых брата были прославлены в лике святых.
Тогда поднялся против беззаконника новгородский князь Ярослав, еще один брат.
После ряда битв Святополк был побежден, бежал, а киевский престол занял Ярослав. Досаждал этому князю воинственный брат Мстислав. В 1026 году после заключения мира, братья раздели между собой землю Русскую по Днепру. А спустя десять лет, после смерти Мстислава, Ярослав стал полновластным правителем Русской земли. Его старший сын Владимир занял новгородский престол. Мудрый Ярослав основал несколько городов, поставил Софийский собор в Киеве и в Новгороде, заботился о приучении народа к чтению. При нем же был основан Киево-Печерский монастырь. Перед кончиной князь призывал сыновей жить в мире и согласии. Киев отошел Изяславу.
Княжение Изяслава в Киеве
После смерти Ярослава в небе видели дурное предзнаменование: огромную кровавую звезду. «После того были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю». И братья враждовали между собой, а в 1068 году множество половцев наводнило Русскую землю. И дрогнули князья перед ними. А когда решили дать отпор – подвел князь Изяслав, отказавшийся выступить на подмогу.
В 1071 году два волхва взбаламутили народ в Ростовской области. Они обвинили в неурожае знатных женщин. Киевский воевода Ян Вышатич схватил смутьянов и отдал их на растерзание толпы.
Князь Изяслав был убит в сражении в 1078 году.
Княжение Всеволода в Киеве
Еще один сын Ярослава, Всеволод, занял киевский княжеский престол. Много он потерпел из-за своих воинственных племянников, но с кем можно, старался достигнуть мира. Смог он заключить перемирие и с половцами. В его время земля Русская украшалась церквями. В 1093 году он скончался. После чего на киевский престол сел его сын Владимир (Мономах). Однако с ним стал соперничать князь Святополк, известный приказом ослепить князя Василька Ростиславича. Их распри прервало нашествие половцев. Только спустя несколько лет князья одолели врагов и с богатой добычей вернулись на Русскую землю.
Поучение Владимира Мономаха
Князь пишет «грамотку» в назидание потомкам. Начало «всякого добра» – страх Божий и щедрость в творении милостыни. Он предостерегал от зависти к делам лукавых и беззаконных людей. Отрокам предлагал возрастать в кротости и вере, уважении к ученым мужам и старшим возрастом. Сверстникам жить в согласии, сторониться «нелепых женщин», избегать суеты и лени. В том же поучении князь повествует о своем многотрудном жизненном пути, среди битв и напастей.
Продолжение по Ипатьевской летописи
Рассказ о триумфальной победе Владимира Мономаха и Святополка Изяславича над половцами. После смерти Святополка в 1113 году Владимир по просьбе народа занял киевский престол. Князь поставил церковь из камня и перенес туда под ликование верующих мощи святых князей Бориса и Глеба. В тот же, 1115 год, князь «построил мост через Днепр».
Читательский дневник по своду «Повесть временных лет» Нестора Летописца
Сюжет
В послепотопное время сыновья Ноя делят землю. Восток получает Сим, юг – Хам, а Иафету достаются земли на севере и западе. Именно Иафет – родоначальник славян. После разрушения Богом Вавилонской башни люди расселяются по всей земле. Славяне выбирают берега Дуная и Днепра. До Днепра добрался и апостол Андрей, провидевший возведение в этих местах великого города Киева. Три брата из полян Кий, Щек и Хорив основывают Киев. 852 год – первое упоминание у греков «Русской земли». Первыми князьями славян стали варяги из «русов»: Рюрик и его братья Синеус и Трувор.
Рюрик прожил дольше братьев, и вся власть принадлежала ему. Его малолетнему сыну достается Новгород. За Игоря правит Олег. Именно он утверждает Киев матерью городов русских. Князь Игорь много воевал, и был убит древлянами, которых обложил данью. Его жена Ольга отомстила за смерть мужа. Она же одной из первых приняла христианство. Ее сын Святослав известен победой над Византией. В 988 году при его сыне Владимире Русская земля приняла христианство греческого толка. В те же годы князья ведут борьбу с войсками печенегов.
После кончины Владимира до власти добрался Святополк. Чтобы обезопасить себя, он убил братьев Бориса и Глеба (позднее – русских святых). Не вытерпел еще один брат Ярослав злодейств Святополка и отобрал у него Киев. С 1036 года он был князем над всей Русской землей. В правление его сына Изяслава напали и победили половцы. Только при Владимире Мономахе половцы получили достойный отпор. Он же написал поучение сыновьям о вере в Бога, пользе труда и учения, жизни со всеми в уважении и мире.
Отзыв
Один из самых ранних древнерусских летописных сводов. История с библейских времен до начала XII века. Уникальный литературный памятник. Тема становления русской государственности, с определенного момента – под оплотом христианства. Династия Рюриковичей в портретах, анализ причин бедствий и побед, взгляд на междоусобную брань, внешнюю и внутреннюю политику. История Русской земли, ее достижений и испытаний. Роль личности в истории. Идеи единства, независимости, любви к Отечеству.