Михаил Салтыков-Щедрин – О корени происхождения глуповцев:
Краткое содержание

Летописец хочет порадовать «прелюбезных глуповцев», поведав миру о корне, из которого произошел этот славный народ. В древности они звались головотяпами. Потому что «тяпали» (били) головой обо все. Родом народ с севера, с берегов Гиперборейского моря. Соседи их – племена губошлепов, куралесов, рукосуев. И все передрались между собой. Да так, что еды и женщин почти не осталось.

Головотяпы предложили соседям «потяпаться», чтобы победитель стал главным. Конечно, головотяпы победили. Ибо головы у них на редкость крепкие. Но порядка не вышло, все наперекосяк. Опять войны. Начали искать князя над всеми племенами сразу. Князь поумнее отказался. Сказал, что они глупые, глуповцы. Нашли на болоте глупого князя – и он отказался от глуповцев.

Наконец, один вор нашел им князя. Тот поставил над ними того самого вора, обязал платить дань. И тоже глуповцами обозвал. За то, что сами к нему попросились. Взвыли головотяпы – а делать нечего. Точно глуповцы, раз свободу на князя променяли.

Заложили на болоте город Глупов и стали его жителями. Вор хотел в глазах князя героем быть, а заодно глуповцев обобрать. И стал он их притеснять. А как взбунтовались – усмирять. Князь его предал смерти. Много воров ставил над глуповцами – и всех казнил. Наконец, сам пришел править. С воплем: «Запорю!» Так закончились легендарные времена и начались исторические.

Анализ «О корени происхождения глуповцев»

Глава важна для понимания всей книги. В ней ключ к бедам глуповцев – и России. Это сатира на самодержавие и народ, терпеливый и простодушный, глупый. Название главы – пародия на древнерусские летописи. Оно иронично: ни один народ не назовет себя головотяпами, глуповцами. Автор пародирует манеру древнерусских летописей. Вначале – «Слово о полку Игореве». Он перечисляет фамилии современных историков (Костомаров, Соловьев, Пыпин), которые растекаются «мыслию по древу». Потом записки древнего историка Геродота с его Гипербореей (Россией). Есть отсылки и к «Повести временных лет».

Времена глуповских бунтов напоминают правление Иоанна Грозного и Екатерины Второй. Песня глуповцев «Не шуми, мати зелена дубровушка» – отсылка к «Капитанской дочке» Пушкина. Там ее поют бунтовщики, пугачевцы. И пугачевцы, и глуповцы восстали против власти – и были наказаны. Образ болота – символ образа жизни глуповцев, и намек на Санкт-Петербург, основанный на болотах. О чем все тот же Пушкин писал в «Медном всаднике».

Поиски князя над собой – намек на теорию немецких историков, что русские среди своих правителя не нашли, призвали варягов (норманнов). Причем, князь обещает править жестоко и грабить нещадно – а глуповцы на все согласны, идут, как в рабство к царю-батюшке. Автор смешивает коррупцию (взяточничество чиновников) своего времени с глуповцами. Правители и их ставленники всегда воры. Сатира на идею: «царь хороший, бояре плохие».

Художественные средства «О корени происхождения глуповцев»

  • Сатира: вся глава. Сатира на власть и народ.
  • Пародия, подражание летописям: «не хочу я, подобно Костомарову, серым волком рыскать», эпизод с напущенным на врагов солнышком. Подражание старославянскому, церковнославянскому языку: «несть глупости горшия, яко глупость!», само название главы.
  • Гротеск: «предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом», «жен отдал самому себе на поругание», «продай на грош постных яиц».
  • Гипербола: «Волгу толокном замесили», «что ни махнет сабелькой, то голова с плеч долой», «у кого грош случится, тот разломи его начетверо», «ободрали на лепешки кору с последней сосны», «на сосну Москву смотреть лазили».
  • Ирония: головотяпы, послал «вора попроще».
  • Абсурд, небылицы, прибаутки: «щука опять на яйца села», «свинью за бобра купили», «рака с колокольным звоном встречали», «небо кольями подпирали», «комара за семь верст ловили».
  • Метафора: «многие за землю свою поревновали» (потонули), «воли едва отведали».
  • Сравнение: словно солнышко просияло, как сущий вор.
  • Эпитет: голову бесталанную, пряники писаные, княжеская правда, сладкую волю, несытом воровстве.
  • Символ: болото.
  • Фразеологизм (крылатое выражение): в трех соснах заблудиться, как свои пять пальцев, «стыд глаза не выест», «жуй, а нас не замай», объехать на кривой (обмануть), взялись за ум, шапками закидать, «Орел да Кромы – первые воры» (то есть, жители их воры).
  • Риторическое восклицание: «Запорю!»
  • Карикатурные портреты: глуповцы, князья, воры.
  • Сказочные мотивы: эпизод с колдовством, поиски князя и расспросы прохожих в дороге, уменьшительные суффиксы в словах: «березничком, перелесочком на поляночку», прозвища, вопрос «зачем ко мне пожаловали», число три, известное в сказках («три года и три дня») и др.
  • Фольклорные мотивы: песня «Не шуми, мати зелена дубровушка».
  • Просторечный, разговорный язык: «драть их завсегда очень свободно», «ништо! Обладим!»

План главы «О корени происхождения глуповцев»

  1. Головотяпы – древний, большой и бестолковый народ.
  2. Войны с соседями: кособрюхими, рукосуями.
  3. Головотяпы – победители соседних племен.
  4. Поиски глупого князя для народа.
  5. Князь нарекает их глуповцами.
  6. Основание города Глупова.
  7. Беды, поборы и бунты при наместниках князя.
  8. Единоличное жестокое правление князя в Глупове.

“Михаил Салтыков-Щедрин – О корени происхождения глуповцев” полностью.

Понравился пересказ? Поделитесь с друзьями:
Добавить комментарий

Краткое содержание Михаил Салтыков-Щедрин – О корени происхождения глуповцев на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.