Содержание:
После тяжелой пахоты Коняга и мужичок отдыхают. «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, … с разбитыми ногами». Кормят его плохо, а работе нет конца, «нет конца полям». Скажет мужичок: «Ну, каторжный, вывози!», и Коняга пашет. Хорошо хоть мужичок добрый, просто так «не калечит». Вся деревня в железном кольце полей. И есть в этой вековой громаде скрытая сила. «Кто освободит эту силу из плена?» Только сами мужик и Коняга. Другие видят в поле простор да поэзию, а для Коняги оно «кабала» (рабство). «Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание». Никому он не нужен. Лишь бы теплилась «мускульная сила» для работы. Усталость и боль – все, что он знает. И все же не умирает, будто бессмертный.
Есть у Коняги брат Пустопляс. Коняге, неотесанному и бесчувственному, отец давал только солому, а вежливому и чувствительному Пустоплясу – овес. С тех пор глядят пустоплясы на Конягу и рассуждают, в чем его секрет. Наверно, понял, что «плетью обуха не перешибешь», всем доволен. Или силен он тем, что в нем «жизнь духа и дух жизни». А может, труд его примиряет с жизнью. Или просто привык. Пока Коняга трудится, пустоплясы в восторге: «Дело мастера боится! Вот кому надо подражать!»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Коняга замучен работой. Кормит его мужичок плохо, а иногда и бьет. Оба труженики, пашут день напролет веками. Вся деревня в рабстве у бескрайних полей. Никто не заботится о Коняге, ведь он живучий, бессмертный. Был у него братец Пустопляс, так ему, вежливому и впечатлительному, отец давал овес, а грубому Коняге одну солому. До сих пор удивляются всякие пустоплясы терпению Коняги. То ли привык, то ли нравится ему, или видит великий смысл в своем каторжном труде. Словом, хорошо бы брать с него пример.
Отзыв
Сказка о великом терпении русского народа. Коняга – труженик, крестьянин. Пустоплясы – болтуны, господа, защитники народа только на словах. Сказка учит думать не только о себе, но и о других, учит справедливости, жизни по совести, уважению к чужому труду, взаимовыручке, состраданию. Учит судить о людях по делам, а не словам.
Анализ сказки «Коняга»
Коняга – символ, образ русского народа, крестьянина. Пустопляс и Коняга –люди-братья, но господа и рабы, богачи и бедняки. Поле для богача – поэзия, для бедного – каторжный труд. Крестьянин работает, но не живет, а выживает. Богатым нет дела до бедных, хотя они живут их трудом, их хлебом. У героев «говорящие имена». В названии и ирония, и горечь: все вынесет Коняга-народ, еще и спасибо скажет.
«Кто освободит эту силу?» Только сам народ может освободить себя. Уничтожают народ, а он бессмертный. Такой народ не победить. Сытые господа рассуждают о том, в чем сила народа, вместо помощи. От народной сказки – предание со сказочным зачином. Отличие от народной сказки: реализм и размышления автора. Автор высмеивает болтунов, эгоистов, бездельников, чиновников, которым нет дела до благополучия народа.