Содержание:
Новая Деревня в Ленинграде, снежный ноябрь, идет война. Немецкому летчику Фридриху Бушу дают железный крест в награду за уничтожение «12 зенитных установок русских». А помог ему в этом школьник Леша Михайлов. И заслужил медаль «За оборону Ленинграда». А дело было так. В Новой Деревне обосновалась зенитная батарея. Работала она по ночам, немцы, не знали, откуда. Зато местные школьники знали. Видели не раз, как кружит немецкий самолет-разведчик, ищет. Командир батареи гнал ребят. Чтоб маскировке не мешали. Да и опасно ведь.
И тогда ребята рядышком построили свою батарею. Из снега. Они ведь хорошо знали, что есть на настоящей. Немцы ее увидели – и разбомбили! После чего зенитчики увели Вальку Вдовина к себе. Пошел слух: судить мальчишек будут. «В трибунале», как предателей. Пришли и за Лешкой: ведь он все придумал. И предложили стать «главным инженером» по строительству ложных батарей. Чтобы отвлекать фашистов от настоящей, чтобы бомбы сыпались в безлюдные места. Леша, Коська Мухин, Валька и другие взялись за дело. Школу тоже не пропускали, конечно. И оглобли (жерди) им выдали, вместо пушек. Вот их-то и бомбил бравый летчик лейтенант Буш. За это и был награжден. Что с ним стало – неизвестно. А Леша теперь ученик 9 класса. У него – медаль, у его помощников – почетные грамоты.
Читательский дневник по рассказу «Главный инженер» Пантелеева
Сюжет
Война, Новая Деревня в Ленинграде. Мальчишки строят для игры снежную зенитную батарею рядом с замаскированной настоящей. Фашисты бомбят снежную батарею. Командование просит построить 12 ложных батарей, чтобы обмануть фашистов. Главный инженер ребят – Леша Михайлов, его помощники – Коська Мухин и Валька Вдовин. Немцы награждают летчика Буша, бомбившего снег. А русские – Лешу и его друзей за оборону города.
Отзыв
Смекалка и находчивость – тоже вклад в борьбу с врагом. Награду дали обоим, немцу и мальчику, но только Леша ее действительно заслужил. Детская игра помогла в обороне города. А фашисты были одурачены. Рассказ учит любить Родину, самоотверженности, любознательности, взаимовыручке. Учит нести ответственность за свои поступки, приносить пользу людям, защищать родной край.
План рассказа «Главный инженер»
- Награждение одураченного летчика Буша.
- Медаль Леше за оборону города.
- Зенитная батарея в укрытии.
- Снежная батарея рядом с настоящей.
- Просьба командования.
- Главный инженер – Леша Михайлов.
- Фашисты бомбят снег.
- Благодарность ребятам.
Вопросы к рассказу «Главный инженер»
- Когда произошли события рассказа? (во время войны с фашистами).
- Где скрывалась зенитная батарея? (у пруда в Новой Деревне в Ленинграде).
- Почему зенитная батарея вела огонь по ночам? (чтобы не обнаруживать себя).
- Как враги искали батарею? (отправляли самолет-разведчик).
- Кто предложил строить батарею из снега? (Леша Михайлов).
- Какое задание получили ребята в штабе? (создать 12 ложных объектов для обмана немцев).
- Кто стал у ребят инженером по постройке? (Леша Михайлов).
- Как учились мальчишки в ту зиму? (хорошо, школу не пропускали).
- Как наградили ребят в штабе фронта? (Леше – медаль за оборону Ленинграда, остальным – почетные грамоты).
- За что наградили летчика Буша? (за бомбежку снежных укреплений).