Содержание:
Рассказчик вспоминает, как встретил перед закрытием сада на Васильевском острове плачущего веснушчатого мальчонку лет семи-восьми. Мальчик отказался идти домой, ведь он – сержант, часовой у склада. Его назначил мальчишка постарше, «маршал», обещал сменить. Мальчик понимает, что о нем забыли, а игра кончилась, но стоит – ведь он дал честное слово, что не уйдет.
Взрослый догадывается: «снять с караула» часового может только старший по званию. На остановке трамвая он находит майора. По его приказу мальчик оставляет пост. Всем радостно. Оба взрослых жмут ему ручку.
Когда мальчишка убежал домой, майор сказал, что из таких вырастают настоящие воины. А рассказчик уверен: с такой сильной волей и честным словом мальчик ничего в жизни не испугается, и вырастет в настоящего, хорошего человека.
Читательский дневник по рассказу «Честное слово» Пантелеева
Сюжет
Темнеет, рассказчик спешит до закрытия выйти из сада на Васильевском острове. А там плачет мальчик. В игре он дал честное слово стоять на посту, а о нем забыли. По просьбе рассказчика майор с трамвайной остановки отпускает мальчика. Оба они думают о том, что из таких мальчиков с сильной волей и крепким словом вырастают настоящие люди, воины.
Отзыв
Рассказ учит держать слово, быть честным, ответственным, мужественным, не подводить товарищей, даже если они свое слово не держат. Учит твердости духа, стойкости, силе характера, отзывчивости, сочувствию и уважению к человеку любого возраста. Если человек не нарушил слово в игре – не подведет и в жизни, ему можно доверять. Учит взрослых ставить себя на место ребенка, понимать его.
План по рассказу «Честное слово»
- Встреча в саду на Васильевском острове.
- Маленький забытый часовой.
- Отказ покинуть пост.
- Приказ майора.
- Мальчик свободен.
- Настоящий человек и воин.
Вопросы по рассказу «Честное слово»
- В какое время года случилась эта история? (летом).
- Чем был занят рассказчик в саду? (чтением).
- Каким был возраст маленького часового? (7 или 8 лет).
- Где был пост мальчика? (у будки, сторожки).
- Каким было звание ребенка? (сержант).
- Что по игре было в будке? (склад пороха).
- Кто поставил героя часовым? (мальчик постарше, маршал).
- Кто снял мальчика с караула? (прохожий майор).
- Кем, по мнению майора, станет мальчик? (воином).
- Кем, по мнению рассказчика, станет мальчик? (настоящим человеком).