Об одном из учеников Христа, рыжем и безобразном на вид Иуде из Кариота, плохо отзывались как добрые, так и дурные люди. С его приходом всюду начинались ссоры. Дом и жену он бросил, и шатался без толку по Иудее. Как и когда он прибился к апостолам, никто не заметил. Однако Иисус принял «в круг избранных» этого отверженного, слепого на один глаз, человека. Петр, а он был из рыбаков, приветствовал нового ученика грубоватой шуткой, нашел в его внешности сходство с осьминогом. После шутки напряжение спало, лишь недоверчивый Фома и Иоанн (самый молодой из апостолов) не сказали Иуде ни слова.
Со временем к Иуде привыкли. Иисус отдал ему общий денежный ящик. Часть денег Иуда тратил на еду и одежду на всех, часть – на милостыню. В разговорах своих он стал смелее, и утверждал, что на свете хороших людей нет, все виновны хоть в чем-нибудь. Злословил он и родителей. Именно Иуда сообщил, что только что слушавший проповедь народ, обвинил их в краже козленка. Животное нашлось, но люди уже не могли отделаться от подозрений. А однажды, когда Иисуса хотели побить камнями за грозные слова о лицемерах, Иуда «вступился» за него. Он умолил людей отпустить жалкого болтуна, «вора и обманщика». После этого случая Иуда назвал себя «благородным и прекрасным». Но благодарить его никто не стал. Даже учитель изменил к нему отношение, и в своих проповедях будто обличал именно Иуду.
Однажды на привале Петр, Филипп и Иуда состязались в силе. Петр швырял с горы большие камни, Иуда – гигантские. Петр попросил, чтобы Иисус укрепил его силу. Однако учитель возразил: «А кто поможет Иуде?» Впрочем, и после этого случая «Иуда-победитель» не приобрел дружбы апостолов.
Когда Иуда украл несколько монет из ящика, Иисус напомнил разгневанным ученикам, что он их брат, и может брать столько денег, сколько ему нужно. Так Иуда вдруг почувствовал себя особенным: на его примере учитель преподал урок ученикам. А во время спора Петра и Иоанна о том, кто из них первым войдет за Христом в Царство Небесное, выдал свои тайные мысли: «Я! Я буду возле Иисуса!»
Вскоре Иуда донес на Иисуса первосвященнику Анне. Обвинил учителя в ненависти к фарисеям, предостерег, что весь народ может пойти за Иисусом и его чудесами. Иуда обещал выдать Иисуса, за это Анна предложил ему тридцать серебреников. Деньги он спрятал и с тех пор стал особенно внимателен к учителю. Он один знал, что дни Иисуса сочтены. И был уверен, что апостолы трусы и не смогут отстоять учителя.
Ночь Иисус с учениками провел на Елеонской горе. Он молился, они – спали. И пришла толпа римских воинов арестовать Иисуса. Ждали знака лишь от Иуды. И он поцеловал учителя – и того схватили. Ученики разбежались, а верный Петр успел в эту ночь трижды отречься от учителя, лишь бы самому не пострадать. Между тем, Иуда растерян: солдаты бьют Иисуса, как обыкновенного человека. Учитель никак не показывает свою силу, свои чудеса. А Иуде так хотелось поучаствовать в таком триумфе, занять место поближе, как самый преданный ученик.
Апостолы гонят его от себя, как Предателя, говорят, что в него вселился сатана. Последняя надежда – суд, где решение принимает Понтий Пилат. Разве станет он осуждать невинного? Однако народ, озверев, требует отпустить разбойника, а Иисуса распять. Смертный приговор вынесен. Иуда, спотыкаясь и не веря глазам своим, бежит на Голгофу, видит учителя распятым, а затем и умершим.
Тогда он спешит к первосвященникам Анне и Каиафе: «Вы убили невинного! Иуда обманул вас!» Само солнце в ужасе от злодеяния, свершенного людьми, теми, кто предал на смерть, и кто не вмешался. Иуда бросает назад полученные деньги. Первосвященники гонят его прочь, как собаку. Он стыдит апостолов за нерешительность и маловерие, не себя, а их называет предателями.
Иуда поднимается на Елеонскую гору и просит учителя встретить его поласковей, не отсылать в ад, а напротив, приблизить к себе. Иуда вешается. Наутро его труп сняли и бросили в овраг, как падаль. Все верующие, и жители Иерусалима, а затем целиком Иудеи, и наконец, весь мир узнали, что совершил Иуда и как закончил жизнь. И с тех пор проклят он «у всех народов».
Читательский дневник по повести «Иуда Искариот» Андреева
Сюжет
Лжец и изгой Иуда из Кариота втирается в ряды учеников Иисуса. Учитель делает его распорядителем денежного ящика. Однажды апостолы поймали его на краже монет из ящика. Но Иисус его не наказал, а апостолов пристыдил: Иуда брат им, взял, значит, нужно было. Иуда давно лелеет мысль стать первым учеником Иисуса на земле, и в Царстве Небесном. Апостолы ему кажутся глупыми, трусливыми. Он хочет испытать всех, обнаружить перед народом силу Христа и с выгодной стороны показать себя. Для чего предает учителя за тридцать серебреников первосвященникам. Тем новый обличитель пороков, любимый народом, был ненавистен. Иуда предает учителя поцелуем. Теперь солдаты знают, кого нужно арестовать. Однако все идет не по плану Иуды: никто не вступается за Иисуса, и сам он добровольно идет на смерть, на крест. Молчит и весь народ. Предатель швыряет первосвященникам серебреники. Иуда считает, что дело еще поправимо – надо лишь отправиться вслед за учителем, а после они вместе рассчитаются со всеми врагами. Он вешается на горе. Весть о его предательстве и страшной смерти постепенно разносится от Иерусалима до всех уголков мира.
Отзыв
Сюжет и смысл повести полностью расходится с евангельской историей. В повести предатель выходит на первый план. Он берет на себя роль судьи и вершителя чужих судеб, не может устоять перед соблазном предать на смерть Бога. Жажда честолюбия, зависть, корысть, презрение к людям губят душу человека. Тема борьбы света и тьмы в душе человеческой. Память народа как суд для предателя.
неплохо)