Рассказы автора о том, в чем смысл труда писателя.
Драгоценная пыль
Когда Жан Шамет, парижский мусорщик, был солдатом в Мексике, командир отправил с ним на родину свою 8-летнюю дочку Сюзанну. Жан рассказал девочке о золотой розе, приносящей счастье. Когда взрослую Сузи бросил актер, Шамет помирил их.
Она хотела себе розу счастья. Из золотой пыли с пола мастерских ему выковали такую. Но девушка уже была далеко. Шамет умер. Его роза попала к писателю. Он рассказал эту историю всем. Взгляд, чувство – пылинки золота для писателя. И его роза из слов дарит счастье, учит добру.
Надпись на валуне
«Нельзя терять чувство призвания»: как моряки не бросают море, хотя и гибнут, так и писатели обязаны бороться за правду, дарить радость, быть понятными народу. Как писатель Мультатули с его правдой о жадных голландцах и добрых яванцах, как художник Ван Гог, как Пришвин.
Цветы из стружек
Для ребенка все ново, таинственно, красиво. И писатель умеет видеть «необыкновенное в обыкновенном». Однако экзотика и фантазии – «цветы из стружек». А настоящее искусство взято из жизни, правды, опыта.
Первый рассказ
«Главное для писателя – выразить себя, время, народ». Автор гимназистом узнал историю любви православной красавицы Христи и еврея Иоськи. Люди обижали и презирали их. Когда Иоську арестовали, Христя с горя умерла. С тех пор Иоська запил. Этот правдивый рассказ автора был напечатан.
Молния
Замысел книги – это молния, вспышка. Конечно, он зреет в душе, а не берется из ниоткуда. Вдохновение – это не мечта, восторг, а работа.
Изучение географических карт
Путешествие по карте, в воображении позволяет заранее узнать и полюбить незнакомые места. В рассказе тоже есть «карта» (композиция). Ощущение одиночества стало основой «Телеграммы»: печальная осень на дворе и осень жизни милой старушки, которая при жизни так и не дождалась дочку.
Алмазный язык
В русских словах, не только в смысле их, а даже в звучании, есть поэзия. «Русский язык открывается тому, кто любит народ» и природу. Пушкину, Есенину. К примеру, дождь у нас: косой, грибной, слепой, ливень. Есть диалекты, есть язык профессий. «Народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ».
Старик в станционном буфете
«Без подробности вещь не живет». В буфете старик в кое-как зашитой курточке с собачкой Пети. Она, хоть ей и стыдно, выпрашивает колбаску у парней. Те смеются над ней, нищенкой, и над стариком. Тогда старик покупает собаке колбасы. Важные детали здесь: заплатки, стыд. Они бьют в самое сердце.
Животворящее начало
«Воображение – животворящее начало искусства». Оно не просто выдумка. Воображение рисует реальность, но глубже и ярче, чем она есть. С его помощью писатель говорит со всем миром.
Искусство видеть мир
Природа в жизни и на картинах одинаково много говорит писателю. Музыка, звукопись есть и в литературе. В прозе есть поэзия. Все виды искусства связаны между собой.
В кузове грузовой машины
В войну во время бомбежки автор вспоминал любимую природу, лес, сельскую Россию. От вида самых простых мест сжимается сердце. Потому так важна роль пейзажа в литературе.
Напутствие самому себе
Автор попытался приоткрыть тайны мастерства, совершенства, труда над книгой. Но эта тема неисчерпаема.
Читательский дневник «Золотая роза» Паустовского
Сюжет
Паустовский рассказывает о тайнах писательского мастерства. Лучшие книги пишутся, чтобы сделать мир добрее, научить состраданию, умению чувствовать красоту в обычной жизни. Как мусорщик Шамет из золотых пылинок создал для безответно любимой Сюзанны розу счастья, так и автор из впечатлений, чувств, судеб людей создает прекрасное произведение искусства. Книги говорят о том, что понятно всем: о времени, Родине, природе, радости и печали. Книга важна не только сюжетом, но и полетом воображения, языком, детальностью, музыкой, светом.
Отзыв
Золотая роза – символ настоящей литературы, дар добра и счастья читателю от писателя. Автор утверждает, что вдохновение в труде, честности, неравнодушии, любви к слову и людям. Рассказы учат любить и понимать искусство, видеть прекрасное в обычной жизни, сострадать, становиться лучше.